Литература. 10 класс

Урок 40. «Аустерлиц - эпоха срамов и поражений»

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 40

«Аустерлиц – эпоха срамов и поражений»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Сравнение двух военных эпизодов – Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, понятие причин победы (Шенграбен) и поражения (Аустерлиц).

2. Выявление особенностей изображения психологии человека в условиях войны.

3. Приобретение навыка соотносить художественные образы и события с реальными историческими событиями и образами.

Глоссарий

Гипербола — художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определённых свойств изображаемого предмета или явления.

Завязка — событие, которым начинается развитие действия и в котором чаще всего намечается конфликт.

Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия.

Лейтмотив — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения.

Метафора — скрытое сравнение.

Развитие действия — система событий, вытекающих из завязки.

Развязка — окончание действия или завершение конфликта между персонажами.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета, обычно располагается до завязки.

Эпитет — образное определение.

Основная литература по теме урока

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

2. Толстой Л. Н. Война и мир. Собрание сочинений в двенадцати томах. М.: Правда, 1984.

Дополнительная литература по теме урока

1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.

2. Долинина Н. Г. По страницам Войны и мира. Л.: Детская литература, 1978. – 256 с.

Открытые онлайн-ресурсы

1. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». // tolstoy.ru: портал «Лев Толстой». URL: http://http://tolstoy.ru/creativity/fiction/1071/ (дата обращения: 17.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема войны — одна из центральных в романе. Действующими лицами являются как вымышленные персонажи, так и реальные люди — русский император Александр I и австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер.

В самом начале произведения мы видим описание светских разговоров в салоне Анны Павловны Шерер о политических событиях в Европе, разрыве дипломатических отношений между Россией и Францией. Толстой постепенно рассказывает, что на войну собираются Андрей Болконский, Николай Ростов и другие герои. Так представлена экспозиция.

Завязкой в развитии этой сюжетной линии является смотр под Браунау. Здесь читатель впервые знакомится с образом Кутузова. Он хочет убедить австрийских генералов в том, что русская армия к походу не готова и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Среди сотен лиц Кутузов узнаёт храброго офицера Тимохина, которого помнит ещё по Измайловскому походу.

Развитие действия — поездка князя Андрея в Брюнн, осознание незначительности русской победы; размышления Николая Ростова и других персонажей о ненужности войны («Был бы я царь, никогда бы не воевал», — думает Несвицкий).

Кульминацией является Шенграбенское сражение, когда отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Мужество и упорство русских солдат — залог одержанной ими победы.

Далее армия готовится к «смотру двух императоров — русского и австрийского» под Ольмюцем. Он кажется слишком легковесным, парадным и не соответствует тому настроению, которое должно сопровождать подготовку к серьёзному бою. Толстой с иронией пишет о множестве длинных и подробных диспозиций, зачитываемых австрийскими офицерами на военных советах, и с сочувствием изображает Кутузова, чьим мнением амбициозный молодой Александр I пренебрегает. Главнокомандующий русской армией откровенно спит на военном совете, понимая, что диспозиция согласована с императорами и изменить ничего нельзя.

Развязка — поражение русской и австрийской армий под Аустерлицем.

Победа под Шенграбеном и поражение под Аустерлицем происходят на чужой территории. Почему же русские солдаты героически стоят под Шенграбеном и позорно бегут под Аустерлицем? Что решает судьбу сражения?

Тяжесть военной обстановки Толстой передаёт всего в одном предложении. Оно построено сложно, прочитывается с трудом, и это не случайно. Враждебный настрой жителей, недоверие союзников, недостаток продовольствия, явный перевес сил противника (сто тысяч против тридцати пяти) — все эти явления сложно переплетены. 

Обстоятельства в военной кампании 1805 года складываются явно не в пользу русских. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдаётся.

Шенграбенское сражение предпринято по инициативе Кутузова, чтобы дать возможность русской армии соединиться со своими частями, шедшими из России. На «великий подвиг» главнокомандующий благословляет Багратиона: с четырьмя тысячами солдат он должен задержать 40-тысячную французскую армию. В неравном бою русские одерживают нравственную победу: Багратиону удаётся значительно замедлить продвижение французов и уйти, сохранив две трети своих людей, при этом захватив трофеи и нанеся большой урон французам.

Особенно интересно в романе Толстого описание той атаки, про которую Луи-Адольф Тьер в книге «История консульства и империи» говорит: «Русские вели себя доблестно, и вещь — редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения». А Наполеон на острове Святой Елены, вспоминая этот военный эпизод, скажет: «Несколько русских батальонов проявили бесстрашие».

Об истинном героизме заставляет задуматься и описание батареи Тушина. Солдаты ведут огонь по деревне Шенграбен, откуда наступают значительные силы французов. Капитан Тушин принимает тактическое решение поджечь деревню, чем заслуживает похвалу Багратиона. Во время сражения про батарею забывают, но артиллеристы продолжают стрелять. Французы не догадываются, что бьют только четыре ничем не защищённые пушки, и полагают, что именно здесь и расположены главные силы. Батарея Тушина останавливает движение французов.

Капитан Тушин — настоящий герой в понимании Толстого. В нём есть скромность, самоотверженность, решительность, мужество, инициатива, основанные на чувстве долга. Это не идет ни в какое сравнение с разжалованным Долоховым: желая снова получить расположение начальства, тот бравирует своей храбростью, хвалится раной и трофеями и просит «попомнить» его подвиг.

Обратимся к другому военному эпизоду — Аустерлицкому сражению.

По мнению писателя, передвижение стрелки «на циферблате истории человечества» есть результат взаимодействия поступков и настроений всех участников этого события.

Одной из главных фигур битвы под Аустерлицем выступает молодой император Александр I. Это по его настоянию сражение начинается преждевременно, когда не все войска успевают занять необходимые позиции. Монарх отвергает доводы опытного стратега Кутузова о необходимости ведения выжидательной тактики. Александр I утверждает детально разработанную австрийским генералом Вейротером диспозицию. Из-за густого тумана в день атаки высшее начальство решает изменить расположение войск, начинается неразбериха. Неожиданная встреча с неприятелем вносит панику в русское войско. Цепь случайностей превращает диспозицию в сплошную формальность.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример №1.

Установление соответствия

Установите соответствия между географическими названиями, связанными с кампанией 1805–1807 гг., и событиями, произошедшими там.

Географические названия:

  • Аустерлиц
  • Браунау
  • Брюнн
  • Дунай
  • Шенграбен

События:

1. В этот австрийский город был послан Андрей Болконский, чтобы сообщить об одной из первых побед в кампании 1805-го года.

2. В этом сражении русские в составе союзнической армии потерпели поражение.

3. Эту далекую реку и голубеющие за ней горы видел Николай Ростов в первом сражении.

4. На смотре под этим местечком Кутузов хотел «показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России».

5. В сражении в этом месте истинный героизм проявили Тушин и Тимохин.

Ответ:

  1. Брюнн
  2. Аустерлиц
  3. Дунай
  4. Браунау
  5. Шенграбен

Пример № 2.

Единичный/Множественный выбор

Почему русская армия, с честью выполнившая свой долг под Шенграбеном, позорно бежала под Аустерлицем?

  1. Из-за густого тумана войска неожиданно столкнулись с неприятелем, и это лишило их уверенности.
  2. Русские и австрийские полководцы давали разноречивые указания, что вело к рассогласованности действий внутри союзнической армии.
  3. Солдаты не видели ясной нравственной цели сражения.
  4. Комплекс причин, перечисленных в пунктах 1-3.

Правильный ответ: 4.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6