Литературное чтение. 2 класс

Урок 68. Встречи с любыми писателями

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 68. Встречи с любыми писателями

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Повторение, обобщение и проверка знаний по курсу литературного чтения 2 класса.

Тезаурус

Художественное произведение в литературе – это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», выраженное в словесной форме отношение к окружающему миру.

Художественный образ в литературе – это любое явление, обобщенное и творчески писателем в произведении.

Ключевые слова.

Книга, классики детской литературы, детское чтение, художественное произведение

Список литературы:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как проверить свои достижения.

Научимся грамотно отвечать на вопросы.

Сможем создать творческий проект.

Основное содержание урока

Обобщение знаний и проверка достижений происходит в ходе путешествия вымышленных персонажей – Ани и Володи на литературной машине времени, созданной Хранителем знаний.

Раздел «Устное народное творчество».

Маша – смотритель музея с помощью волшебного оконца проверяет знания о жанрах фольклора, видах народных сказок, о содержании прочитанных произведений. Пример диалога:

М: Узнайте сказку по иллюстрации, дайте характеристику героям, сформулируйте главную мысль.

В: Это русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Петушок был торопливым и непослушным, поэтому попал в беду – подавился бобовым зёрнышком. А: Курочка – добрая, находчивая, терпеливая, заботливая, верная. Она сделала всё, чтобы выручить петушка из беды. В: Главную мысль можно выразить с помощью пословицы. «Друзья познаются в беде». М: Я вижу, вы внимательно читали раздел «Устное народное творчество». Желаю вам также успешно выполнить задания по другим разделам. До свидания!

Раздел «Русские писатели». Кот учёный беседует с детьми о произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Пример диалога:

А: Это портрет Александра Сергеевича Пушкина. Мы прочитали его «Сказку о рыбаке и рыбке».

В: Мы узнали, что сказки бывают не только народными, но и литературными, авторскими.

А: Кроме того, читая сказку, мы познакомились с иллюстрациями к ней, узнали, что иллюстрация нужна для того, чтобы читателю легче было понять смысл прочитанного.

А: Перед нами портрет известного баснописца – Ивана Андреевича Крылова.

В: Басни – это короткие произведения, чаще всего стихотворные, где вместо людей действуют животные, деревья, вещи.

А: Басня содержит мораль – нравоучение. Многие фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми выражениями. Например, «да только воз и ныне там» , «не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

В: Это портрет Льва Николаевича Толстого. Мы читали его рассказы для детей «Старый дед и внучек», «Филипок», «Правда всего дороже».

А: Рассказы Толстого очень жизненные, писатель помогает нам, своим читателям находить правильный выход из многих ситуаций.

К : Я рад, что вы запомнили столько важных сведений. До встречи! Можете продолжить своё путешествие.

Раздел «О братьях наших меньших». Диалог с Мудрой совой.

С:Какие произведения вам запомнились? Назовите их авторов.

А: Мы прочитали рассказы Виталия Бианки «Сова» и «Музыкант», Михаила Пришвина «Ребята и утята», Бориса Житкова «Храбрый утёнок», «Страшный рассказ» Евгения Чарушина.

В: Мне запомнились стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок» и Ирины Пивоваровой «Жила-была собака».

С: Сведения о животных можно почерпнуть из энциклопедий. В чем различие художественного рассказа и научно – познавательного текста?

А: Писатель с помощью художественных образов не только создает картину окружающей действительности, но и передаёт свои мысли и чувства читателям.

В: В научно-познавательном тексте учёный на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты.

С: Как вы думаете, почему люди называют животных «братьями меньшими?» А: Мне кажется, даже самое большое хищное животное гораздо беззащитнее человека. Люди часто оказываются сильнее, разумнее. Поэтому у людей возникает потребность относиться к животным, как к младшим членам семьи. Ведь все живущие на планете – большая семья.

В: Поведение животных часто напоминает поведение человека. Мы всегда ищем в повадках животных, их внешности сходство с человеком. Поэтому мы говорим, что животные – наши братья. А младшие – потому что именно человек должен заботиться о животных, которые находятся рядом.

Раздел «Из детских журналов» Журналист берет интервью, в котором дети рассказывают о детских журналах и авторах.

Раздел «Люблю природу русскую». Волшебный цветок предлагает ответить на свои вопросы. Пример диалога:

Ц: Что такое стихотворение?

А: Стихотворение – это небольшое поэтическое произведение, написанное рифмованными строками.

В: В стихотворении должны присутствовать ритм, мелодия.

Ц: Какие выразительные средства поэт может использовать для создания художественных образов?

А: Поэт может использовать приёмы звукописи, сравнения, олицетворения. В:Лучше представить картины, которые описывает автор помогают эпитеты.

Раздел «Писатели – детям». Библиотекарь предлагает детям попробовать себя в роли экскурсоводов и рассказать будущим второклассникам то, что вы узнали и чему научились, изучая этот раздел в своём учебнике «Литературное чтение»

Раздел «Я и мои друзья». Дети выполняют задания своих друзей. Пример диалога.

Один из ребят: Мы приготовили для вас задание. Помните, во время чтения произведений раздела «Я и мои друзья» мы подбирали пословицы, в которых отражалась главная мысль рассказа. Сейчас мы будем читать пословицы, а вы постараетесь догадаться, о каком рассказе идёт речь. Первая пословица. «Не мил и свет, когда друга нет»

В: Эта пословица выражает главную мысль рассказа Николая Булгакова «Анна, не грусти!». Это рассказ о дружбе двух девочек, Кати и Ани, которые поддержали друг друга в трудную минуту.

Раздели «И в шутку и всерьёз» Дети в диалоге с клоуном выясняют, что юмористические произведения могут многому научить читателей.

А: Я поняла, клоун своими шутками заставляет людей задуматься о серьёзных вещах, юмор помогает лучше видеть свои недостатки, не обижаться на того, кто по-дружески подшучивает над твоими ошибками.

Раздел «Литература зарубежных стран» Кот в сапогах проверяет знания детей о героях сказок, созданных зарубежными авторами. Пример диалога:

К: Героиня сказки – беззаботная маленькая девочка, которая была съедена волком. Хорошо, что охотники спасли и её, и бабушку.

А: Это Красная шапочка. Сказку написал французский писатель Шарль Перро. Кстати и сказка «Кот в сапогах» тоже принадлежит его перу.

Хранитель знаний: Вот и закончилось ваше путешествие. Я убедился, что вы внимательные читатели и многому научились за этот год. Впереди вас ждут интересные встречи и увлекательные книги. Читайте, учитесь, узнавайте, делитесь своими знаниями. Удачи вам, дети!

Разбор типового тренировочного задания

Допишите названия литературных произведений

И. Пивоварова «Жила-была _______________»

В. Берестов «Кошкин _____________»

Б. Житков «Храбрый _____________»

Правильный ответ:

И. Пивоварова «Жила-была собака»

В. Берестов «Кошкин щенок»

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Распределите названия сказок в соответствии с заголовками таблицы

Народные сказки

Литературные сказки

«Петушок и бобовое зёрнышко», «Принцесса на горошине», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и журавль», «Красная шапочка», «Два мороза»

2 вариант

Распределите названия сказок в соответствии с заголовками таблицы

Народные сказки

Литературные сказки

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Каша из топора», «Кот в сапогах», «Лиса и тетерев», «У страха глаза велики», «Винни-Пух и все все все»

Слова для вставки: дождь, окон, землёю, облаками.

Ответ:

1 вариант

Народные сказки

Литературные сказки

«Петушок и бобовое зёрнышко»

«Лиса и журавль»

«Два мороза»

«Принцесса на горошине» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Красная шапочка»,

2 вариант

Народные сказки

Литературные сказки

«Каша из топора»

«Лиса и тетерев»

«У страха глаза велики»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Кот в сапогах»

«Винни-Пух и все все все»

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6