Тема урока: «Русская народная игра лапта. Правила игры. Основные приемы игры.

Цели урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебные задачи урока:

Тип урока:
Комбинированный

Методы:
1.         Словесный (беседа, диалог)
2.         Практический  (показ-рассказ))

Оборудование:

Ход урока:

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап -15 минут

 

1.Сообщение об истории лапты.
Знакомство с  правилами  игры в лапту.

  • Сообщение задач на урок.
  • Знакомство с темой и планом урока.

Формирование интереса.

ОРУ в движении

Упражнения выполняются в колонну по одному:
1 ходьба по залу:
-   на носках, руки вверх;
-   ходьба без задания;
-   перекатом с пятки на носок, руки за спину;
-   ходьба без задания;
-   на внешней стороне стопы, руки в стороны;
-   ходьба без задания
2 мин.
2. бег по залу:
-   бег в медленном темпе;
-   бег приставным шагом правым боком;
-   бег приставным шагом левым боком;
-   бег спиной вперед;
-   бег с высоким подниманием бедра;
-   бег с захлестыванием голени;
-   бег  с прыжковыми упражнениями
3. Челночный бег 20-30 м.,отрезки 5-10 м.

Подготовить организм занимающихся к выполнению заданий в основной части.

Следить за правильностью выполнения упражнений, спина прямая, взгляд направлен вперед. 

Во время бега следить за правильностью постановки ноги.
Ноги в коленном суставе слегка согнуты.
Смотреть через правое плечо.
Спина прямая.

 

Установить роль разминки при подготовке работы с основной задачей урока
Правильное выполнение заданий.
Безопасное поведение во время выполнения заданий.

  ОРУ на месте (8-10 повторений)

  • И.П.– о.с. руки на поясе

1-2  наклоны головы вправо/влево
3-4 наклоны головы вперед/назад;

  • И.П.-о.с.

 1-4 правая рука  прямая левая рука берёт за локоть правую руку и тянет к левому плечу,
5-8 тоже самое с левой рукой;

  •  И.П. – о.с,

1-4 правая рука согнута тыльная сторона кисти опирается о пояс, левая рука тянет за локоть правой руки в левую сторону;
5-8 тоже с левой рукой;

  • И.П.-о.с.

1-4 правая рука согнута за головой, левая рука держит за правый локоть и тянет,
5-8 тоже с левой рукой;

  • И.П. –о. с. Замочек

1-4 правая рука сверху,
5-8 левая рука сверху;

  • И.П.-ноги на ширине плеч, руки на поясе,
    • вращение  тазобедренных суставов вправо, влево;
  • И.П.- о. с.

1-4 руки на коленках круговые вращения в коленях в правую сторону,
5-8 в левую сторону.

  • И.П.-боковой выпад -10 перекатов.

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении.
Подготовить организм для дальнейших упражнений. Обучить учащихся составить комплекс разминочных упражнений для лапты.

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.
Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.
Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

 

Основной этап- 25 минут

1 Упражнения для совершенствования ловли мяча.
1.1 Подбросить мяч вверх над собой, повернуться кругом и поймать мяч двумя руками.
1.2 Подбросить мяч, присесть и поймать мяч.
1.3 Подбросить мяч вверх-влево (вправо, вперед, назад) и поймать мяч.
1.4. В парах на расстоянии 15-20 м, партнер бросает с силой мяч, второй ловит.

Рассказ-показ.
Приём мяча игрок выпрямляет слегка расслабленными руками навстречу летящему мячу. Кисти раскрыты в виде полусферы, в которой большие пальцы направлены друг к другу, а остальные расставлены вперёд-вверх. Как только мяч коснётся пальцев, игрок плотно захватывает его и сгибает руки, гася скорость полёта.

Выполняют задание.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности, взаимодействие со сверстниками, развитие внимания.

Установить роль разминки при подготовке работы с основной задачей урока
Правильное выполнение заданий.

 

2. Упражнения для совершенствования передачи мяча.
2.1 Передача мяча через площадку в парах.
2.2 Передача мяча в четверках.
2.3 Передача меча в парах одновременно двумя руками.

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях.

 

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях.

3  Подбор мяча
Упражнения выполняются в парах.
3.1 игрок № 2 бросает мяч так, чтобы он катился по площадке, игрок №1 делает стартовый рывок, догоняет мяч, берет его и быстро возвращается   на линию старта.

3.2 Подбор мяча с быстрой передачей
- игроки№1 делают ускорение до середины площадки, берёт мяч, выполняют быструю передачу вторым игрокам, затем ловят мяч от них. Кладут мяч на место и возвращаются обратно на линию старта.

Мяч катят медленно, прорыв игрока быстрый.

Мяч подбрасывать повыше.

Передачу выполнять точно.

Безопасное поведение во время Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности. Повторяют за учителем и запоминают.
.Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Следить за техникой выполнения упражнения.
Команды подавать свистком.

4.Прием осаливания (упражнения выполняются в паре)

4.1. Расстояние между игроками 2м. По сигналу один убегает, другой догоняет и пытается осалить мячом.
В тройках
4.2. Между двумя игроками(желтые) становится третий(синий).Задача; Желтые передачами выбрать момент для осаливания. Синий не дать себя осалить.

Следить за техникой выполнения упражнения.

Безопасное поведение во время выполнения заданий.

Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности. Повторяют за учителем и запоминают.
.Оценивают правильность выполнения

5. Удары битой   сбоку по мячу.
(Упражнения выполняются в парах).

5.1 Имитация отбивания. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы.

5.2 Игроки в парах или тройках выполняют удары мяча битой. Мяч подбрасывает напарник.

Обеспечить основами знаний о технике  ударов мяча битой(дать представления ударов битой).
Бьющий игрок располагается сбоку от круга, над которым подбрасывается мяч. Замах производится от плеча.
Удар начинается с поворота плеч вокруг своей оси, после этого подключаются руки.
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы.
На правильный удар дается две попытки.
Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии.
Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы.
После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку.
Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.

Выполняют упражнения.

6. Перебежка 

Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар.
Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию «Города» не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка.
Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.       

Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара.
Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара.

Осваивают правила перебежки

7.   Упражнения для  развития ловкости:  
1.         Интервальная круговая тренировка.
1-ая станция: и.п.- упор лежа. Сгибание-разгибание рук.
2-ая станция: прыжки через натянутый жгут.
3-я станция: и.п. - упор лежа.
1-толчком ног упор присев.
2-и.п.
4-ая станция: и.п. - лежа на спине, на гимнастической скамейке;
1-поднимание ног вперед; руки вдоль туловища.
2-и.п.

 

 

Подвижная игра«Лапта» (по упрощённым правилам)

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
-Имеют возможность вести диалог между собой, договариваться в коллективе. Следить за правилами игры.

Рефлексия  - 5 минут

•          Упражнения для восстановления дыхания;
Упражнения на внимание: учитель говорит команды: руки вверх, руки в стороны, руки на пояс, руки к плечам, сам делает другие упражнения.
•          Построение, подведение итогов урока.            

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Восстанавливаем пульс, дыхание.
Проверяем степень усвоения обучающимися учебной задачи.
.

Домашнее задание

1. Повторить правила «Лапты»

 

Осознать нужность домашнего задания.

 

Тема урока: История Всероссийского Физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Учет результата бега на средние дистанции.

Цели урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебные задачи урока:

Образовательная: История Всероссийского Физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Учет результата бега на средние дистанции. Эстафетный бег в круговой эстафете.
Воспитательная: Содействовать развитию физических качеств: выносливости, быстроты и ловкости. Формировать навыки взаимодействия с партнерами в игровой деятельности.
Оздоровительная: Формирование правильной осанки.

Тип урока: контрольный

Методы:
1.         Словесный (беседа, диалог)
2.         Практический (показ-рассказ)

Ход урока:

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап (15 минут)

  • Построение.
  • Сообщение задач урока.
  • Основные правила в беге на средние дистанции.
  • Бег в медленном темпе до 2 мин.
  • Упражнения на восстановления дыхания
  • Построить класс в одну шеренгу, создать эмоциональный настрой к изучению материала.
  • Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок.
  • Акцентировать внимание на технику безопасности во время выполнения бега на средние и длинные дистанции.
  • Напомнить учащимся о соблюдении дистанции во время бега.
  • Формирование интереса к виду спорта.
  • Осознание опасности при нарушении техники безопасности на уроках Физической культурой.

 

Беговые  упражнения в колонне по два.

  • Бег с высоким подниманием бедра.
  • Бег на прямых ногах;
  • Бег правым и левым боком приставным шагом;
  • Захлест голени;
  • Ускорение
  • Перестроить класс в колонну по два
  • Акцентировать внимание, что упражнения выполняются в движении в колонне по два
  • Напомнить учащимся о соблюдении дистанции 1,5-2 м
  • Соблюдение дистанции.
  • Выявляют различия основных способах беговых упражнений

 

ОРУ на месте в парах

  • И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки внизу.
  • руки в стороны,
  • руки вверх ,встать на носки,
  • руки в стороны опуститься на пятки,

 4- и.п.

  • И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверх.

1-3 - первый партнер выполняет наклон вперёд.
2-4 – второй партнёр выполняет наклон

  • И.п.- стоя спиной друг к другу взявшись под руки.

1-3 – первый партнёр выполняет наклон вперед, 
2-4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.

  • И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки в верху.

1-3 – наклон вправо,
2-4 -  наклон влево.

  • И.п.- стоя в наклоне лицом друг к дугу, ноги врозь, руки на плечах партнера.

Наклоны вперед с помощью партнера.

  • И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху

1-3- выпад вперед правой ногой, 
2-4 – выпад вперед левой ногой.

  • И.п. – присед на правой,  левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.
  • Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.
  • Перестроение класса в колонну по 2.
  • Напомнить учащимся о правильном дыхании во время выполнения упражнений.
  • Следить за правильном выполнении упражнений.
  • Выполнение упражнений, согласно командам учителя.
  • Запоминание терминологических особенностей
  • при прослушивании ОРУ.
  • Анализ своей работы с учетом коррекции выполнения упражнений.
  • Активно включаются со сверстниками на взаимопомощь и доброжелательность

Основной этап (25 минут)

  •  История и нормативы ВФСК ГТО

 

  • Коротко рассказать историю ВФСК ГТО. Напомнить какие нормативы входят во II и III ступень.
  • Контролируют действия партнера и осуществляют самоконтроль

 Учет результата бега на средние дистанции (1500 м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Напомнить какие команды существуют при беге на средние дистанции.

В беге на средние дистанции дается две команды: «На старт!» и «Марш».
При команде «На старт!» бегун подходит к линии старта и ставит у старта толчковую ногу, отставляя другую назад на расстоянии одной стопы от пятки впереди стоящей ноги. Противоположная выставленной ноге согнутая рука выносится вперед, туловище наклонено вперед, вес тела переходит на толчковую ногу.
По команде «Марш!», начало бега выполняется также как и в спринте, только с меньшей интенсивностью. Быстрее происходит выпрямления туловища, увеличивается длина шага и бегун переходит к свободному бегу по дистанции.

  • Напомнить основные правила при групповом старте в беге на средние и длинные дистанции.
  • Как правильно дышать во время бега на средние и длинные дистанции.
  • Поделить класс на 2 группы и выполнить бег на среднюю дистанцию на результат.
  • Взаимоуважение и взаимопомощь со сверстниками

 

 

 

 

 

  • Соревнование - Эстафетный бег в круговой эстафете.

Дистанция бега в круговой эстафете от 100 до 400 м. По сигналу первые в колоннах игроки каждой команды бегут по кругу. Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга. После того как все игроки пробегут по кругу, занимающиеся которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку.

  • Рассказать правила круговой эстафеты: нельзя создавать препятствия другим игрокам, нельзя преждевременно выходить на беговую дорожку.
  • Построить учащихся в одну шеренгу и поделить на команды.
  • Побеждает команда раньше закончившая эстафету.

 

  • Оказывают поддержку и взаимопомощь одноклассникам
  • Стремятся победить

Рефлексия  -  5 минут

  • Построение.
  • Закрепить содержание урока, оценить работу учащихся.
  • Проанализировать и оценить результаты учебной деятельности.

 

  • Построить класс в одну шеренгу и провести комплекс дыхательных упражнений
  • Выполнить упражнения на формирования правильной осанки.
  • Провести степень усвоения темы урока
  • Помочь учащимся понять чему они научились на уроке.
  • Анализ  бега на среднюю дистанцию, сравнение с нормами комплекса ГТО.
  • Учет работы, совершенной обучающимся при показе упражнений учителем с ошибками и их исправлением.
  • Осознать нужность домашнего задания.

Домашнее задание

Познакомится с нормативами Ш ступени Комплекса ГТО

  • Напоминает где можно узнать данные Комплекса ГТО.
  • Изучает нормативы на золотой, серебряный и бронзовый значок.

 

Тема урока: Совершенствование техники выполнения бега на средние дистанции. Русская народная игра «Лапта»

Цели урока:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Учебные задачи урока:

Образовательная: Совершенствование техники выполнения бега на средние дистанции. Ознакомить учащихся с основными правилами бега на средние дистанции. Формировать у учащихся навыки игры в подвижную игру «Лапта».
Воспитательная: Содействовать развитию физических качеств: выносливости, быстроты и ловкости.Формировать чувства коллективизма и взаимопомощи в подвижной игре «Лапта».
Оздоровительная: Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Тип урока: комплексный

Методы:
1.         Словесный (беседа, диалог)
2.         Практический (показ-рассказ)

 Ход урока:

Этап образовательного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап (15 минут)

  • Построение.
  • Сообщение задач урока.
  • Основные правила в беге на средние дистанции.
  • Бег в медленном темпе до 2 мин.
  • Упражнения на восстановления дыхания
  • Построить класс в одну шеренгу, создать эмоциональный настрой к изучению материала.
  • Ознакомить учащихся с целью и задачами урока.
  • Акцентировать внимание на технику безопасности во время выполнения бега на средние и длинные дистанции.
  • Напомнить учащимся о соблюдении дистанции во время бега.
  • Формирование интереса к виду спорта.
  • Осознание опасности при нарушении техники безопасности на уроках Физической культурой.

 

Беговые  упражнения в колонне по два.

  • Бег с высоким подниманием бедра.
  • Бег на прямых ногах.
  • Бег правым и левым боком приставным шагом
  • Захлест голени
  • Ускорение
  • Перестроить класс в колонну по два
  • Акцентировать внимание, что упражнения выполняются в движении в колонне по два
  • Напомнить учащимся о соблюдении дистанции 1,5-2 м
  • Соблюдение дистанции.
  • Выявляют различия основных способах беговых упражнений

 

ОРУ на месте в парах

  • И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки внизу.

1- руки в стороны, 2- руки вверх ,встать на носки, 3- руки в стороны , опуститься на пятки, 4- и.п.

  • И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки в верх.

1,3 - первый партнер выполняет наклон вперёд. 2,4 – второй партнёр выполняет наклон .

  • И.п.- стоя спиной друг к другу взявшись под руки.

1,3 – первый партнёр выполняет наклон вперед,  2,4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.

  • И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки ,руки в верху.

1,3 – наклон вправо,2,4 -  наклон влево.

  • И.п.- стоя в наклоне лицом друг к дугу, ноги врозь, руки на плечах партнера.

Наклоны вперед с помощью партнера.

  • И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.

1, 3- выпад вперед правой ногой,   2,4 – выпад вперед левой ногой.

  • И.п. – присед на правой,  левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.

Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.

  • Перестроение класса в колонну по 2.
  • Напомнить учащимся о правильном дыхании во время выполнения упражнений.
  • Следить за правильном выполнении упражнений.

 

  • Выполнение упражнений, согласно командам учителя.
  • Запоминание терминологических особенностей при прослушивании ОРУ.
  • Анализ своей работы с учетом коррекции выполнения упражнений.
  • Активно включаются со сверстниками на взаимопомощь и доброжелательность

 

Основной этап (25 минут)

  • Совершенствование техники выполнения  бега на средние дистанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • выполнить бег на отрезках 100-200м
  • выполнить чередование бега с ходьбой
  • выполнить бег «гандикап»

 

 

 

 

  • Коротко рассказать об олимпийских чемпионах и рекордах бега на средние и длинные дистанции
  • Напомнить команды при беге на средние дистанции.
  • В беге на средние дистанции дается две команды: «На старт!» и «Марш».
  • При команде «На старт!» бегун подходит к линии старта и ставит у старта толчковую ногу, отставляя другую назад на расстоянии одной стопы от пятки впереди стоящей ноги. Противоположная выставленной ноге согнутая рука выносится вперед, туловище наклонено вперед, вес тела переходит на толчковую ногу.
  • По команде «Марш!», начало бега выполняется также как и в спринте, только с меньшей интенсивностью. Быстрее происходит выпрямления туловища, увеличивается длина шага и бегун переходит к свободному бегу по дистанции.
  • Во время бега туловище находится почти вертикально, взгляд устремлен вперед, плечевой пояс и руки движутся легко и без напряжения. Постановка ноги на дорожку осуществляется эластично с передней части стопы с последующим перекатом на всю стопу.
  • Во время бега на средние дистанции дышать надо носом и ртом одновременно
  • Обратить внимание на наиболее грубые ошибки во время бега

Построить учащихся в одну шеренгу.

  • Контролируют действия партнера и осуществляют самоконтроль
  • Взаимоуважение и взаимопомощь со сверстниками

 

 

 

 

 

 

Русская народная  игра «Лапта»
Основные приемы игры:

Повторение  техники выполнения передачи мяча в парах на дальнее расстояние ( 10-30 метров)
- по полу,
- отскоком от пола,
- от плеча,
- подкинуть мяч над собой, поймать и передать партнеру,
- ударить мяч о пол, поймать и передать партнеру
Ознакомление с подбором мяча
игрок № 2 бросает мяч так, чтобы он катился по площадке, игрок №1 делает стартовый рывок, догоняет мяч, берет его и быстро возвращается   

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях.

Мяч подбрасывать повыше.

Передачу выполнять точно и быстро

Мяч катят медленно, прорыв игрока быстрый.

Следить за техникой выполнения упражнения.

Находят способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Имеют возможность вести диалог между собой, договариваться в коллективе. Следить за правилами игры.
.

Правила игры.

В лапту играют две команды по пять человек. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая – на линии города, она атакующая.
Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, перебежать через поле.
Задача защищающейся команды – подобрать или поймать мяч и осалить им игроков атаки, находящихся в поле.
Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка.
Игрок защиты, поймавший мяч слета, приносит своей команде 1 очко.
Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

Следят за правилами игры.

Заключительный этап -рефлексия (5 минут)

  • Построение.
  • Повторить   содержание урока, оценить работу учащихся.
  • Проанализировать и оценить результаты учебной деятельности.

 

  • Построить класс в одну шеренгу и провести комплекс дыхательных упражнений
  • Провести степень усвоения темы урока
  • Помочь учащимся понять чему они научились на уроке.
  • Дать домашнее задание
  • Анализ своей деятельности на протяжении всего урока.
  • Учет работы, совершенной обучающимся при показе упражнений учителем с ошибками и их исправлением.
  • Осознать нужность домашнего задания.