Естествознание. 10 класс

Урок 5. Экспериментатор, прибор, результат

Влияние прибора

Продолжите предложение, выбрав один вариант ответа.

Влияние прибора на наблюдаемую микрочастицу...

Внимательно прочитайте и посмотрите материалы урока.

значительно

не значительно

зависит от экспериментатора

Эксперимент

Выделите цветом характеристики, присущие эксперименту.

Прочитайте определение эксперимента и выделите его основные характеристики.

1) Целенаправленно

2) Результат можно оценить

3) Спонтанно

4) Имеет только зрительную фиксацию

5) Сознательно организованно

6) Объект может находиться в искусственно созданных условиях

Бирюзовый
Зависимость величины измерения

У каждого прибора имеются свои погрешности. Исключением не являются и инфракрасные термометры. Величина полученных измерений в первую очередь зависит от нескольких факторов:

- температура окружающей среды;

- удаление прибора от объекта;

- имеют погрешности в 0,2–0,5 °C в зависимости от качества и модели прибора;

- уровень заряда батареи и т. д.

Какой фактор имеет принципиальное значение для медицинского учреждения при выборе этого прибора для измерения температуры тела человека?

Погрешность градусников: ртутные – 0,1 °C, электронные – 0,1–0,2 °C; погрешность 0,5 °C является значительной при измерении температуры тела человека.

Температура окружающей среды

Удаление прибора от объекта

Имеют погрешности в 0,2–0,5 °C в зависимости от качества и модели прибора

Уровень заряда батареи и т. д.

Осциллометрический метод и метод Короткова

Прочитайте текст «Методы измерения артериального давления» и заполните пропуски в последующих предложениях, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Электронный тонометр работает от аккумулятора или сети. Любой переносной источник энергии исчерпаем и подвержен преждевременному уменьшению ёмкости из-за неблагоприятных климатических условий.

Для измерения артериального давления в настоящее время широко используются два метода:

Метод Короткова, который был разработан русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 г., предусматривает для измерения артериального давления очень простой тонометр, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты.

Этот прибор используется уже долгое время и признан эталоном неинвазивного (т. е. без вторжения в организм) измерения артериального давления для диагностических целей, но он имеет и недостатки, которые связаны с зависимостью результата измерения от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух), чувствительностью к шумам в помещении, точности расположения фонендоскопа относительно артерии.

Осциллометрический метод

Это метод, при котором используются электронные тонометры. Он основан на регистрации тонометром пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.

Он не зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение, устойчив к внешним шумам, позволяет производить измерения даже через тонкую ткань одежды и не требует специального обучения. К недостаткам можно отнести необходимость сохранять при измерении неподвижность руки.

даёт(-ют) более точные результаты при соблюдении правил применения.

Результаты измерений зависят от индивидуальных особенностей человека, производящего измерения.

Вы возьмёте с собой в длительную экспедицию с экстремальными условиями (низкая температура, высокая влажность и т. д.) .

Приборы

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждому прибору соответствовала суть применения.

Воздействие на объект наблюдения

Заполните пропуски в предложениях, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

При использовании микрометра воздействие на объект наблюдения .

При использовании радиолокатора воздействие на объект наблюдения .

При использовании электронного микроскопа воздействие на объект наблюдения .

Приборы

Решите кроссворд.

Все слова связаны с темой «Влияние приборов на объекты, параметры которых измеряются».
Последовательность проведения опыта

Составьте план эксперимента, распределив этапы в нужном порядке.

Планирование действий с экспериментальной установкой

Проведение эксперимента

Постановка цели эксперимента

Разработка идеи эксперимента

Интерпретация результатов

Обработка экспериментальных данных

Конструирование экспериментальной установки

Приборы

Решите кроссворд, написав название приборов, которые изображены на рисунках.

Приборы относятся к измерению давления, расстояний, а также линейных размеров мелких деталей.
Характеристика точности измерения

Постройте правильно предложение, расставив части по порядку.

Это одно из ключевых понятий этого урока.

её истинного значения

значения величины от

измерения,

Характеристика точности

называется

погрешностью измерения.

отражающая отклонение измеренного

Отличие эксперимента от наблюдения

Проанализируйте утверждения, характеризующие экспериментальные  методы естественнонаучных исследований и распределите их на 2 группы: наблюдения и эксперимент, заполнив таблицу.

Вопросы Наблюдение Эксперимент
Каково воздействие исследователя на объект?
Где проводится?
Какова цель исследования?
Исследователь не вмешивается в ход процесса
Проводится в естественном окружении
Активное воздействие на объект исследования
Воспроизводимость исследования по желанию исследователя
Доставляет первичный материал для научного исследования
Проводится в искусственно созданных условиях
Метод исследования и приборы

Установите закономерность в словах и вычеркните лишнее слово.

Лишнее слово относится к методу исследования, а основные слова обозначают приборы.
  1. Термометр
  2. Телескоп
  3. Барометр
  4. Радиолокатор
  5. Рентгеноскопия
  6. Манометр
  7. Микроскоп
Измерительный прибор

Заполните пропуски в тексте.

Внимательно изучите материал урока.

При измерении объектов можно добиться того, чтобы измерение прибора практически на состояния объекта.

В квантовой теории измерительный прибор на результаты измерения и участвует в формировании изучаемого явления.

макромира
наномира
не влияло
влияло
влияет
не влияет
ИК-термометр

Ученик проводит экспериментальное задание по теме «Изучение электромагнитного излучения (ИК диапазона)» (Примечание: ИК диапазон – инфракрасный диапазон). Для выполнения задания он использует ИК-термометр, который может дистанционно измерять температуру тела и рассчитан на достаточно широкий диапазон измерений в зависимости от модели.

С помощью ИК-термометра ученик измеряет температуру тела своих одноклассников. Он направил термометр на одного из учащихся и зафиксировал температуру. Затем провёл эксперимент ещё раз, но выбрал учащегося более удалённого от себя. Зафиксировал его температуру.

Выделите цветом, какие выводы он сможет сделать в результате полученных экспериментальных данных.

Чтобы проверить истинность первого утверждения объект измерения должен иметь одну и ту же температуру, т. е. испытание должно проводиться с одним человеком. Учащийся не ставил опыта на проверку четвертой гипотезы.

1) Показания прибора изменяются при изменении расстояния между прибором и источником излучения

2) Любое тело является источником электромагнитных волн

3) Температуру тела можно измерить дистанционно

4) Помещённая на пути излучения кювета с водой, сильно ослабляет принимаемое излучение

Бирюзовый

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6