Естествознание. 10 класс

Урок 33. Структура молекул и свойства вещества – опыт искусства

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 33. Структура молекул и свойства вещества – опыт искусства

Глоссарий по теме:

Генезис(греч. - genesis) - происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта. Генезис природных и социальных явлений интересовал и интересует философию и науку с античности до наших дней (философский словарь).

Структу́ра (от лат.Structūra — «строение»), или строе́ние — внутреннее устройство чего-либо / Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.:Азбуковник, 1999/.

Свойство - отличительная или характерная черта, качество

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основные источники:

  1. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.
  2. Миттова И.Я., Самойлов А.М. История химии с древнейших времен до конца XX века: учебное пособие в 2-х томах. Т. 1. – Долгопрудный: ИД «Интеллект», 2009.
  3. Папулов Ю.Г, Левин В.П., Виноградова М.Г. Строение вещества в естественнонаучной картине мира: Молекулярные аспекты. Учебное пособие, 2-ое издание. Тверь: ТвГУ, 2005 - 208 с.

Дополнительные источники:

  1. Л Л. Волынский. Зеленое дерево жизни - М.: Детская литература, 1971
  2. Е. Мурина. Ван Гог – М.: Искусство, 1978
  3. Дж. Ревалд. История импрессионизма – М., 1999.
  4. И. Стоун. Жажда жизни – СПб., 1993.
  5. https://pcgroup.ru/blog/himiya-dlya-hudozhnikov-iz-chego-delayut-kraski/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

"Всякое вещество – от самого простого до самого сложного,

имеет три различные, но взаимосвязанные стороны –

свойство, состав, строение",

Б.М. Кедров,философ, химик, историк науки, академик АН СССР.

Заметим, что вопрос о взаимосвязи состава, структуры и свойств веществ – это не только главный вопрос химии. В течение многих столетий секрет взаимосвязи структуры и свойств объектов пытались раскрыть не только ученые и философы, но и живописцы, которые осознавали, какое значение для реализации их творческого замысла имеет структура: основа, на которой создано произведение, тип красочного материала, техника его наложения, способы получения цвета и др.

Являются ли свойства следствием соответствующих структур? Почему это важно знать художнику?

Важнейшие химические закономерности изменения свойств, согласно строению и структуре играют огромную роль не только в формировании естественнонаучной картины мира. В течение многих столетий секрет взаимосвязи структуры и свойств объектов пытались раскрыть не только ученые и философы, но и живописцы, которые осознавали, какое важное значение для реализации их творческого замысла имеет структура: основа, на которой создано произведение, тип красочного материала, техника его наложения, способы получения цвета и др.

Живопись, как вид искусства возникла примерно в Vв н.э., а химия как наука только в XVIII. Но художники уже знали состав и свойства различных видов красок, как веществ. Начиная с самых простых: мел, уголь и заканчивая сложными составами с участием пигментов растительных и др. видов веществ. Какую роль сыграли произведения искусства для химической науки? Накопления фактов или открытия новых составов и свойств?

Живописцев всегда интересовало, связаны ли между собой характер произведения и особенности «красочного материала»? Что поможет наиболее точно передать образы, запечатленные на картине? Разобраться в этом нам помогут три произведения с видами Санкт-Петербурга, сделанные разными авторами в разное время

● Ф. Я. Алексеев. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» 1794г. Выполнено масляными красками.

За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.

А. Е. Мартынов. Конюшенный мост через Мойку (ок. 1820)

Выполнено прозрачной легкой акварелью

● Мстислав Добужинский. «Исакий в метель», 1923г.

Выполнено в черно-белой технике литографии

Рассмотрите их и почувствуйте настроение каждого произведения. Попытайтесь описать словами это настроение. Сравните свои впечатления и подумайте, зависит ли характер изображения от того чем оно выполнено?

Другая задача: что происходит с изображением, когда автор использует разные техники получения из семи простых цветов спектра бесконечного цветового разнообразия? Рассмотрите картину импрессиониста Клода Моне

Клод Моне. Скалы в Бель-Иль (1886)

Как художник сумел передать ощущение простора, солнца, воздуха, движения волн, с шумом и брызгами разбивающихся о подножье скал. Присмотритесь к изображению воды и воздуха: структуре цвета и порядку расположения мазков краски на холсте.

А теперь сравните то, как написано море у К. Моне (или других импрессионистов) и на картине русского художника первой половины XIX в.
Г. В. Сороки.

● Г. В. Сорока. Рыбаки (вторая половина 1840-х гг.)

Как структура получения цвета и порядок нанесения мазков влияет на творческий замысел автора?

Традиционно живописцы смешивают краски на палитре, получая самые невероятные цвета и оттенки.

Однако импрессионисты, и К. Моне в частности, разработали другую технику. Они исходили из естественно-научного знания о том, что нужного цвета можно добиться и на радужной оболочке глаза человека, если накладывать мазки краски «чистого», не смешанного на палитре цвета, близко друг к другу. При быстром вращении диска цвета сливаются, и зритель видит один белый цвет. На эту оптическую иллюзию и рассчитывали импрессионисты, рассматривая холст как пространство для нанесения вплотную цветовых мазков разного цвета, разного размера и конфигурации. Когда зритель рассматривает его с некоторого расстояния, отдельные мазки «сливаются» на радужной оболочке глаза и возникает нужный тон, из кажущегося хаоса проявляется изображение.

Для создания нужного впечатления художнику чрезвычайно важно определить, как именно будет наложен на основу красочный слой? Обычно используются разнообразные кисти (большие и маленькие, толстые и тонкие, короткие и длинные, изготовленные из разного материала), иногда – специальные инструменты. Они позволяют сделать красочный слой легким, почти прозрачным или наоборот очень густым. Рассмотрите репродукции картин Ван Гога «Куст», «Ирисы».

Художники рассматривают проблему взаимосвязи техники (структуры), которая используется для наложения цвета на холст, и выражения смысла произведения: красочная масса положена на холст густым слоем, выпуклые стремительные мазки самых разных очертаний как будто «лепят» форму предметов, придают изображению особую эмоциональную насыщенность и экспрессию.

Рассмотрим еще один важный вопрос: насколько свойства основы произведения влияют на воплощение творческого замысла?

Для этого возьмем три жанра произведений изобразительного искусства: икону, витраж и гобелен.:Икона. Борис и Глеб (середина XIV в.) Э. ГРАССЕ. Весна. Витраж. 1884; произведение на гобелене Основой для каждого послужил свой материал — деревянная доска, стекло и специальные нитки.

Таким образом, задумывая произведение, мастер тщательно подбирает основу (холст, деревянную доску, стеклянную панель, медную пластину, камень или что-то другое)

В настоящее время в живописи для рисования используются: акварельные, акриловые, гуашь, тушь, темперные, масляные и другие краски. Все они состоят из пигментов, связующих материалов и пластификаторов.

Выводы:

  • Состав, строение и свойства взаимосвязаны и взаимозависимы. Зная строение можно создавать вещества с необходимыми свойствами.
  • Естественные науки дают богатейшие возможности для исследования проблемы состава-строения-свойств веществ, но именно искусство позволяет осмыслить ее в ином ракурсе, обозначить аспекты, которые обычно при изучении наук остаются вне круга нашего внимания.

Возможно, некоторые выводы небесспорны или неоднозначны, но, вероятно, в этом и заключается одна из задач изучения – поставить вопросы, ответы на которые можно искать всю жизнь.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Какой красочный материал использовал для своей картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Алексеев

[ а ] мел [ в ] гуашь

[ б ] масло [ г ] акварель

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): б

Подсказка: рассмотрите внимательно картину и вспомните материал урока

Задание 2. Соедините попарно прямоугольники с овалами так, чтобы каждому автору (художнику) соответствовала его работа (картина)

Художник:

Ван Гог

Клод Моне

Г. Сорока

Картина:

Скалы в Бель-Иль

Рыбаки

Куст

Правильный вариант:

Ван Гог – Куст,

Г. Сорока – Рыбаки,

Клод Моне – Скалы в Бель-Иль.

Подсказка: обратите внимание на изображения картин в видеоуроке или конспекте.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6