Русский язык. 1 класс

Урок 12. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Буква Р и звуки [р] [р']

Конспект урока

Русский язык, 1 класс

Урок № 12.

Тема:А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Буква Р и звуки

[р] [р’]

Цель урока – изучить звуки [р] и [р’] и букву Р, р.

Задачи:

  1. Научиться выделять на слух, различать и находить в словах согласные звуки [р] и [р’] и давать им характеристику.
  2. Познакомиться с буквами Р, р и научиться их писать.
  3. Потренироваться выделять слоги в словах, составлять звуковые схемы к словам, ставить ударение, читать слова и предложения, составлять небольшие тексты.
  4. Прочитать отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Результаты:

  • Научимся различать звуки [р] и [р’] и букву Р, р.
  • Дадим полную характеристику звукам [р] и [р’].
  • Составим звуковые схемы слов с новыми звуками и предложения из слов с новой буквой.
  • Проанализируем отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Тезаурус:

Буква Р, р – 18 буква русского алфавита.

Буква Р, р обозначает два звука:

[р] – согласный, звонкий, твёрдый.

[р’] – согласный, звонкий, мягкий.

Список литературы:

Обязательная литература

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 128 с. С.
  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018. — 111 с. С.

Дополнительная литература

  • Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С.
  • Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С.
  • Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Буква Р, р может обозначать два звука: твёрдый [р] и мягкий [р’].

Перед гласными А, О, У, Ы буква Р, р обозначает твёрдый звук [р], а перед гласными И, Я, Ю, Е,Ё – мягкий [р’].

Звуки [р] и [р’] – согласные и звонкие.

Например:

Старуха

Старик

Задание 1. Прочитайте отрывок. Кто его автор? Как называется эта сказка? Назовите слова, в которые есть буква «Р».

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

А.С. Пушкин

Задание 2

Что значит слово «невод» в отрывке из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? Проверьте себя по словарю:

https://gufo.me/dict/ozhegov

Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.

Задание 3. Мы уже изучили буквы, обозначающие согласные звуки К, Н, С, У, Т, Л

Распределите их на две группы: глухие и звонкие.

Глухие

Звонкие

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Задание 4.

Раскрасьте звуковые схемы слов. Помните, что красным обозначаются гласные звуки, синим – согласные твёрдые, а зелёным – согласные мягкие.

Рука

Рита

Рис

Рыбка

Задание 5.

Распределите грибы по разным корзинкам. В первую – грибы, в названии которых слышим звук [р], а во вторую – со звуком [р’].

Картинки грибов с подписями: мухомор, рыжик, грузди, сыроежки, подберезовик, гриб дождевик.

МУХОМОР

РЫЖИК

ГРУЗДИ

СЫРОЕЖКИ

ПОДБЕРЕЗОВИК

ГРИБ ДОЖДЕВИК

[р]

[р’]

Задание 6.

Вставьте слова в тексты.

У Тараса ___________. Тарас косит луг.

У Ларисы ___________. Коса руса

У Нины _________. Нина варит суп.

У Толи _________. Толя стреляет.

Обратите внимание! Слова одинаковые, а значения разные.

Задание 7.

Прочитайте буквы:

А О И Ы У Р

Составьте слоги-слияния с буквой «Р» и напечатайте их.

Задание 8.

Закончите предложения подходящими картинками.

Ри-ри-ри – на ветках …

Ра-ра-ра – на березе …

Ры-ры-ры – дети встали в …

Ру-ру-ру – лиса спряталась в

Задание 9.

Прочитайте текст. Выделите синим цветом все буквы, которые обозначают твёрдый звук [р], а зелёным – мягкий звук [р'].

У Карины и Полины есть кисти, краски и две картины. Карина нарисовала астры. А Полина раскрасила ирисы.

Задание 10.

Отгадайте загадки и решите кроссворд.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приказало солнце – стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

  1. Я под шляпкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

  1. Подарить открытку маме,

Дать злодею тумака

И здороваться с друзьями

Помогает нам …

  1. Похож я с виду на горох.

Где я пройду - переполох.

Задание 11. Выберите правильную характеристику для звука [р].

А) звонкий, согласный, твёрдый

Б) глухой, согласный, мягкий

В) звонкий, согласный, мягкий

Г) гласный, ударный

Задание 12. В прописи потренируйтесь писать буквы Р,р.

ОТВЕТЫ:

Задание 3.

Глухие: К, С, Т

Звонкие: Л, Н

Задание 4.

Рука

Рита

Рис

Рыбка

Задание 5.

мухомор, рыжик, грузди, сыроежки – [р]

подберезовик, гриб дождевик – [р‘]

Задание 6.

Коса, коса, лук, лук

Задание 8.

1 – снегири, 2 – коры, 3 – пары, 4 – нора (в нору)

Задание 9.

У Карины и Полины две картины. Карина нарисовала астры. А Полина раскрасила ирисы.

Задание 10.

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

3

 

а

 

2

 

1

р

а

д

у

г

а

 

у

 

 

 

р

 

 

к

 

 

 

и

 

 

а

 

 

 

б

 

Задание 11. А

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6