История. 10 класс

Урок 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны

Конспект урока

Предмет – история. Урок №1

Класс – 10

ТемаРоссия и мир накануне Первой мировой войны

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

События накануне Первой мировой войны; экономическое и политическое развитие России накануне Первой мировой войны; монополистический капитализм в России; активизация рабочего движения.

Тезаурус:

Антанта – военно-политический блок Великобритании, Франции, России, созданный в качестве противовеса Тройственному союзу в 1904-1907 гг.

Концерн – одна из форм монополистических объединений; это финансово-промышленная группа компаний различных отраслей промышленности. . Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и часть других функций взяты под единое управление.

Кооперация – форма организации труда, при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует в трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда (производства).

Модернизация – (от англ. модерн – современный, передовой, обновленный) – это процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному).

Монополистический капитализм – это форма или стадия капитализма, вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свободной конкуренции.

План Шлиффена - германский план ведения войны. Назван по имени начальника немецкого Генерального штаба генерала Альфреда фон Шлиффена, под руководством которого план был разработан к 1905 году

Тройственный союз — военно-политический блок ГерманииАвстро-Венгрии и Италии. Во время 1-й мировой войны противостоял странам Антанты.

Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. 

Основная и дополнительная литература

1.Горинов М. М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение» - С. 1.Горинов М.М.,Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Издательство «Просвещение» - С. 10 – 15.

Теоретический материал.

К началу XX века на международной арене произошли серьёзные изменения. Если XIX век условно можно назвать веком Англии, то к началу XX века пальму первенства на мировой арене берёт Германия.

Кайзер Германии Вильгельм II решил, что Германия должна стать ведущей колониальной державой, гегемоном среди империалистических государств.

Однако на пути Германии к установлению мирового господства стояла Англия.

Противостояние Англии и Германии в начале XX века привело к образованию двух противоборствующих военно-политических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). На фоне данных событий, европейские страны принимают и осуществляют программы модернизации своих флотов, проводят перевооружение армий. Программы отвечали требованиям времени, так как на рубеже XIX-XX вв. изобретаются новые виды военной техники и средства массового поражения. Так, в 1864 году участвовала в сражении американская подводная лодка. В 1880-х годах американец Х. С. Максим изобрёл первый скорострельный пулемёт. В 1903 году в воздух поднялся первый самолёт «Флайер» американцев братьев Райт. В 1906 году на воду спущен английский линкор нового типа «Дредноут», что произвело революцию в военно-морском деле.

В 1908 году осуществлён пуск первой в мире российской подводной лодки с дизельным двигателем «Минога». В 1913 году русский авиаконструктор Игорь Сикорский создаёт первый и самый большой в мире самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец».

Началась разработка химического оружия, ставшего первым видом оружия массового поражения.

Необходимо отметить, что военная программа России, принятая в 1912 году с целью усиления Балтийского и Черноморского флотов, ещё не была завершена к началу войны.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, что же представляла из себя Российская империя перед началом Первой мировой войны? Развитие экономики России рассматриваемого времени вызывает неоднозначное впечатление.

С одной стороны, успехи были высокими. Россия входила в пятёрку ведущих экономических держав, уступая только Великобритании, Германии, догоняя Францию и США.

Очень быстро росло химическое производство, нефтедобыча, высокий рост был зафиксирован в угледобыче.

Строились железные дороги: с 1891 по 1916 годы построили Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб или Великий Сибирский путь). Она соединила Москву и крупнейшие дальневосточные промышленные центры империи. Это была самая длинная железная дорога в мире – более 9 тыс.км.

Быстрыми темпами развивался процесс монополизации промышленности. Именно в это время в России появляются монополистические объединения высших типов — тресты и концерны. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России второй половины XIX начала XX вв.

С другой стороны, по качественным показателям она занимала последнее место (как и Япония). В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3–8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5–3 раза. Этот разрыв объясняется тем, что Россия вступила на путь индустриализации значительно позже всех ведущих европейских стран. По словам В.И. Ленина Россия вступила в войну «…невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки» ( В.И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 261.)

Происходили существенные сдвиги и в сельском хозяйстве. Производство хлеба в предвоенное пятилетие увеличилось по сравнению с первым пятилетием XX века на 20%. Накануне войны экспорт хлеба составлял в среднем 727 млн. пудов. Россия занимала первое место на мировом хлебном рынке. Экспортировались и другие виды сельскохозяйственной продукции.

В конце XIX – начале XX вв. в России начинается подъём кооперативного движения. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. В земледелии крестьяне объединялись для совместной обработки земли, осушения заболоченных угодий, орошения, переработки и сбыта зерна, льна, пеньки и т.д. Приобретение новых, более производительных машин и орудий, покупка породистых быков, наём специалистов отдельным мелким хозяйствам было не под силу. Поэтому крестьяне организовывали товарищества, которые сообща покупали технические средства и сообща ими пользовались, строили складские помещения, машинные дворы, подбирали большие партии своей продукции и продавали её по более высоким ценам. Кооперативное движение было вызвано к жизни потребностями развивающихся капиталистических отношений, но не стало определяющим для развития сельского хозяйства России.

Что касается государственно – правового устройства российской империи, то необходимо знать, что в результате преобразований 1905-1906 гг. в России утвердилась конституционная монархия. Осенью 1912 года прошли выборы в IV Государственную Думу. Взаимное недоверие и подозрительность всё более определяли отношения между царём, правительством и Думой.

Активизировалось рабочее движение в ответ на усиление эксплуатации предпринимателями. Рабочие участвовали в забастовках, стачках, демонстрациях, которые жестоко подавлялись властью.

Так, 4 апреля 1912 года произошла трагедия на Ленских золотых приисках: мирное шествие рабочих против ареста членов стачечного такомите было расстреляно правительственными войсками. Было убито 270 человек и сотни ранены. Размах рабочего движения набирал силу.

В такой неспокойной социальной обстановке Россия стала одной из участниц Первой мировой войны, в которую будут втянуты 38 государств.

Разбор заданий

1. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1.На рубеже 1910-1911 гг. в России активизировалось рабочее движение в ответ на усиление ____________ предпринимателями.

2. Осенью 1912 года прошли выборы в IV-ю Государственную ____.

Варианты ответов:

Монополизации; кооперации; эксплуатации; Охрану; Думу; Организацию.

Правильный вариант: эксплуатации; Думу.

Подсказка: 1. Вспомните, как называется процесс принудительного труда и присвоение результатов чужого труда; 2. Как назывался законодательный орган власти в России, ограничивший власть русского императора?

2. Когда произошёл Ленский расстрел?

Варианты ответов:

А) в 1914 г.

б) в 1915 г.

в) в 1912 г.

г) в 1916 г.

Правильный вариант: В

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6