Дидактические цели.

1. Предметные:

Формирование представлений об истории как науке, исторических источниках, формирование понятий историческая наука, развитие умения сравнивать и анализировать исторические факты.

2. Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование и умение организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование интереса к исторической науке, представление о поликультурном мире.

Основные виды УУД:

Овладение знаниями об исторических источниках, историографии, археологии, историческая география.

Основные дидактические единицы:

История, исторический источник, историография.

1. Что такое “история”?
Само слово “история” - греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живет в обиходной речи, мы говорим “со мной случилась такая вот история” или “я попал в неприятную историю”. «Первым историком» называют Геродота (V в. до н.э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история - хранением памяти о событиях.

2. В наше время история - наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки -  попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Исторический источник

3. Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки. Например, если кто-то утверждает, что египетские пирамиды построили динозавры, он должен указать, на основании каких исторических источников было выдвинуто такое утверждение. Если таких источников нет - это не история, а вымысел или шутка.

4. Историческим источником является все, что было создано или изменено человеком. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы. Для удобства изучения источники подразделяют на вербальные (словесные) и невербальные (не содержащие слов). Вербальные в свою очередь делятся на письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Невербальные исторические источники - здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое.

5. О чем могут рассказать источники?
Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем надо установить автора, выяснить: перед нами оригинал или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого ученый извлекает из источника смысл, который туда вложил автор. важно обнаружить не только то, о чем автор сообщает специально, но о то, что она передал из прошлого как бы “случайно” - это называется косвенно. Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация - сам факт просьбы, а косвенная - то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали чернилами, например), пользовались кириллическим алфавитом, мы можем узнать, какие имена носили новгородцы, как назывались у них денежные единицы. Часто косвенной информации бывает больше, чем прямой.

6. Помощники историка
Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика - наука о гербах, генеалогия - она изучает родственные связи, метрология - наука о единицах площади, длины, объема; еще есть хронология - наука об измерении времени, нумизматика - наука, извлекающая информацию из монет, бонистика - она рассматривает денежные купюры как исторический источник; ономастика - очень важная наука, изучает имена собственные, их значение и происхождение, ее подразделом является топонимика - наука о географических названиях. И это еще не полный список. Есть еще сфрагистика, палеография, эпиграфика, этимология, историческая география, дипломатика.
 Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология и этнография.

7. Как работают ученые-историки?
Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу. После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Такие работы называются историографией. Возможно, кто-то уже изучил выбранный вопрос или его часть. Если проблема выбрана верно, то она не будет полностью решена в историографии, и ученому потребуются новые источники. Их надо проанализировать, сформулировать выводы и проверить свою гипотезу. Вся работа будет описана в созданном тексте - статье, книге, диссертации. Если такой текст написан профессиональным ученым, то дольше предстоит публикация и защита перед ученым сообществом.

 ___________________________________________________________________________

Тест на освоение видеоролика (правильный ответ везде стоит на 1 месте)
Из какого языка пришло к нам слово “история”?
греческого
армянского
египетского
английского
 
Кого называют “первым историком”?
Геродота
Герострата
Диоклетиана
Шомпольона
 
Что можно назвать историческим источником?
все, что создал или изменил человек
только то, что человек создал
только лучшие произведения человека
только записанные сведения
 
Историческим источником НЕ является:
останки умерших своей смертью животных
одежда людей
надгробия
каналы и дамбы
 
Какая информация называется косвенной?
та, которую автор источника не собирался сообщать
та, которая была извлечена из источника учеными после смерти автора
информация на иностранном языке
пересказ событий
 
Что из этого списка НЕ относится к вспомогательным дисциплинам?
геология
геральдика
метрология
ономастика
 
Какая наука тесно связана с историей?
археология
палеография
топонимика
бонистика
 
Какой вид текста не является результатом работы профессионального историка?
учебник
статья
книга (монография)
диссертация
 
К какому типу источников относятся письма (переписка)?
вербальному письменному
невербальному письменному
невербальному
они не являются историческим источником
 
К какому типу источников относятся ювелирные украшения?
невербальным
материальным
вербальным
не является историческим источником

Задание С1
Открой изображение “нумизматика1” и выпиши из него информацию, которую может извлечь историк из этой монеты. (изображение приложено отдельно)
Критерии оценки: по 1 баллу - умение обрабатывать металл, алфавит, привязка к стране, христианские символы, наличие книг, элементы одежды.

Задание G3
Выбери любую вспомогательную дисциплину и покажи на примере, как она помогает получать исторические сведения.
Критерии оценки: до 2 баллов за дополнительные (относительно ролика) сведения, до 2 баллов за рассуждение о связи с историей, 1 балл за наличие сопроводительного материала (иллюстрации, экспонаты)
 
Дополнительное чтение
Прилагается отдельно
 
Ссылки

Статья о российской геральдике
Сайт о геральдике
Глоссарий геральдики