География. 10 класс

Урок 4. Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность

Конспект урока

Название предмета, класс: география 10 класс

Номер урока и название темы: урок №4 «Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Закономерности размещения природных ресурсов.
  • Техногенные и иные изменения окружающей среды.
  • Ресурсообеспеченность.
  • Геоэкология.
  • Пути решения экологических проблем.

Глоссарий по теме: природные ресурсы, природные условия, природопользование, загрязнение окружающей среды, особо охраняемые природные территории (ООПТ), геоэкология.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ресурсы географической оболочки Земли огромны и разнообразны. Разведанные и добытые природные ресурсы обычно становятся сырьём для промышленности, обеспечивающей материальное производство. Когда сырьевые материалы вовлечены в производство, они становятся экономическими ресурсами.

Промышленность современного мира нуждается в огромном количестве сырья. Его общая доля в суммарных затратах на производство продукции может, по разным оценкам, достигать 75%. Разумеется, это обстоятельство приводит к появлению острых проблем обеспеченности основными видами промышленного сырья во многих регионах и странах. Природные ресурсы располагаются на поверхности планеты крайне неравномерно ввиду истории и современного характера протекания климатических и тектонических процессов, различий в условиях образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.

Запасы отдельных видов ресурсов существенно отличаются не только в масштабе государств, но и обеспеченностью ими в различных регионах внутри страны. В мире существует только несколько государств, на территории которых находятся существенные запасы всех основных видов сырья – Россия, Китай и США. Аргентина, Бразилия, Индия хотя и уступают упомянутым странам в ресурсообеспеченности, очень хорошо обеспечены ресурсами по сравнению с остальными.

Существуют государства, недра которых содержат большие в мировом масштабе запасы какого-то конкретного вида сырья: так, Кувейт обладает огромными запасами углеводородов, а в Марокко расположены крупнейшие в мире залежи фосфоросодержащих пород. Нет ни одной страны в мире, лишённой природных ресурсов полностью. И даже страны, территория которых очень бедна полезными ископаемыми и другими ресурсами, не обречены на бедность, ведь их богатства составляют не только природные, но и трудовые ресурсы людей с их знаниями, мастерством, опытом и трудолюбием. Например, обладающая крайне скромным набором ресурсов Япония добилась серьёзных экономических успехов, хотя её недра содержат лишь залежи серы и пиритов.

Неравномерность распространения природных богатств Земли, с одной стороны, является дополнительным стимулом роста и развития международных экономических связей и разделения труда на уровне разных регионов и стран. Но, с другой, является источником экономических трудностей для жителей бедных природными ресурсами территорий. Показатель ресурсообеспеченности, однако, зависит не только от размеров изначального богатства того или иного участка планеты, но и от объёмов использования этих ресурсов его населением. Ресурсообеспеченность, таким образом, обычно понимается как соотношение величины запасов природных ресурсов с масштабом их использования.

Ресурсообеспеченность определяют как величину соотношения между количеством природных ресурсов и объёмом их использования. Обычно она выражается или в количестве лет, на которые должно хватить разведанных запасов ресурса, или его запасами в расчёте на душу населения с учётом современных темпов использования и добычи. По общим оценкам на сегодняшний день геологических запасов ископаемого топлива на планете должно хватить более, чем на 1000 лет.

Оценка обеспеченности страны конкретным природным ресурсом обычно производится двумя способами:

1) делением объёмов запасов данного ресурса на современные объёмы ежегодной добычи с получением показателя в виде срока, на который его должно хватить;

2) делением запасов этого ресурса на численность населения территории с получением подушевого объёма ресурса. Этот способ позволяет наглядно сравнивать ресурсообеспеченность территорий между собой.

Разумеется, основным фактором ресурсообеспечености выступает богатство или бедность данной территории природными ресурсами. Однако, поскольку ресурсообеспеченность прямо связана с масштабами использования ресурсов, само понятие становится не природным, а скорее социально-экономическим.

Формула расчёта ресурсообеспеченности:

Р = З/Д для первого случая,

Р = З/Н для второго случая,

где Р – ресурсообеспеченность,

З – объём запасов природного ресурса,

Д – объём использования ресурса за период времени (обычно – ежегодный).

Важную роль в организации природопользования играет научно обоснованная оценка хозяйственного потенциала природных ресурсов. Она состоит из выявления, разведки, учёта, количественных и качественных оценок каждому виду природных ресурсов.

Уровень ресурсообеспеченности позволяет выделять среди стран мира несколько вышеупомянутых групп:

  • страны – обладательницы больших запасов всех основных природных ресурсов (США, Канада, Россия, КНР);
  • страны – обладательницы больших запасов одного или нескольких видов природных ресурсов (нефть и природный газ – в Алжире и Ливии, каменный и бурый уголь – в Германии, медь – в Замбии, рыбные и геотермальные ресурсы – в Исландии, олово и лес – в Малайзии, фосфориты – в Марокко, каменный уголь, медь и сера – в Польше, углеводороды – в странах Персидского залива, медь и селитра – в Чили, бокситы – на Ямайке);
  • страны, бедные природными ресурсами и в силу этого зависимые от импорта ископаемого сырья (Япония, страны Прибалтики и другие).

Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы общества

Под загрязнением окружающей среды понимают гипотетическое или уже произошедшее нежелательное изменение её свойств, отрицательно отражающееся на условиях жизни человека или целостности природных комплексов. Самый упоминаемый вид загрязнения – химическое, в результате попадания в окружающую среду опасных веществ. Однако потенциальная угроза других видов загрязнения не менее масштабна, например, радиоактивное, тепловое (поскольку бесконтрольный выброс тепла в атмосферу грозит климатическими изменениями), шумовое загрязнение. Чаще всего вопрос загрязнения окружающей среды рассматривается в контексте разрушительных последствий хозяйственной деятельности, антропогенного воздействия на природную среду. Однако загрязнение может быть обусловлено природными факторами и явлениями, как, например, извержениями вулканов, падениями метеоритов, землетрясениями. Все оболочки Земли подвержены загрязнению.

Литосфера и почвенный покров подвержены загрязнению тяжёлыми металлами, удобрениями, ядохимикатами. Одно только ежегодное суммарное производство бытового мусора мегаполисами достигает 12 миллиардов тонн. Горная добыча ископаемых приводит к уничтожению гигантских площадей почвенного покрова.

Гидросферу загрязняют стоки промышленных предприятий, в особенности металлургических и химических, стоки сельскохозяйственных предприятий, полей и животноводческих комплексов. Крайне опасно загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами – каждый год в его воды попадает до 15 миллионов тонн.

Основной причиной загрязнения атмосферы становится ежегодное сжигание огромного количества ископаемого топлива, атмосферные выбросы химической и металлургической промышленности. Самые главные загрязнители атмосферы – углекислый газ, окислы серы, азота, тяжёлые металлы и радиоактивные соединения.

Результатом роста загрязнения природной среды становится возникновение локальных и региональных экологических проблем, особенно в больших промышленных районах и агломерациях крупных поселений. Острыми глобальными экологическими проблемами являются истощение запасов природных ресурсов, разрушение озонового слоя атмосферы и глобальные климатические изменения.

Пути решения экологических проблем лежат не только в области усовершенствования и строительства очистных устройств сооружений, но и во внедрении малоотходных и безотходных технологических цепочек, перепрофилировании промышленных производств и их переносе для снижения «нагрузки» на окружающую среду.

Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются участки суши, водной поверхности и воздушные пространства над ними, имеющие особое оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, научное и природоохранное значение, которые частично или полностью исключены государством из хозяйственного использования и охраняются в особом режиме. ООПТ – объекты общенационального достояния.

Геоэкология – это междисциплинарная научная область, включающая исследование абиотических геосфер Земли (литосферы, гидросферы и атмосферы) в контексте среды обитания человека, комплекс знаний о взаимодействии геосфер Земли с обществом.

Основной задачей геоэкологии является исследование изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосфер, изучение влияния на них природных и антропогенных факторов, организация их мониторинга, охраны и рационального использования с целью сохранения функциональной и продуктивной природной среды для нынешнего и будущего населения планеты. Развитие геоэкологии происходит на стыке нескольких естественных наук, что приводит к очень широкой, зачастую противоречивой трактовкой решаемых задач и методологии исследований.

Географический подход трактует основную задачу геоэкологии как изучение географической (ландшафтной) среды обитания общества, их взаимодействия путём обмена веществом и энергией.

Биологический подход к геоэкологии сводится к изучению сверхмасштабных экосистем вплоть до планетарного уровня.

Геологический подход направляет геоэкологию на изучение взаимодействий литосферы с биосферой с учётом специфики, привносимой существованием человеческого общества и его деятельности.

Фундаментальные проблемы геоэкологии:

  • глобальная геодинамика, её влияние на эволюцию, состояние и состав биосферы, роль геосферных оболочек в климатических изменениях;
  • видоизменение природной среды в результате человеческого хозяйствования, урбанизации (радиоактивное и химическое заражение поверхностных и подземных вод, почв, возникновение опасных техноприродных процессов).

Пути улучшения окружающей среды

Насколько бы глубоким не было теоретическое осмысление проблем современной экологии, их практическое разрешение является областью личной ответственности. Итак, что же мы можем предпринять для помощи природе?

  • Использование альтернативных видов топлива или альтернативного транспортного средства. Автомобили, потребляющие газ, существенно меньше загрязняют атмосферу, электрокар вообще не имеет вредных выбросов при эксплуатации при условии, что генерация электроэнергии для его зарядки также ведётся при помощи возобновляемых источников энергии.
  • Раздельный сбор мусора. Минимальным шагом может быть установка двух ёмкостей для мусора: одной – для не подлежащих переработке отходов, второй – для вторичного сырья.
  • Личная умеренность во всём и везде. Для эффективного решения экологических проблем необходим отказ от модели «общества потребления».
  • Экологическое просвещение окружающих.

Природу Земли невозможно заменить. Уже сегодня совместным решением проблем окружающей среды, объединяющим усилия государства, граждан, коммерческих предприятий и общественных организаций, мы можем улучшить окружающий мир. Вопросы охраны природы касаются каждого из нас, ведь из нашего ежедневного отношения к ним складывается экологическая действительность, в которой будут жить наши дети.

Разбор заданий тренировочного модуля

  1. Задание:

Какие из следующих высказываний неверны? В поле ввода запишите только цифры, под которыми они указаны (без запятых).

1) Развитие тепловой электроэнергетики — одна из причин усиления парникового эффекта в атмосфере.

2) Рекультивация земель — одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий.

3) Сокращение поголовья скота — основная причина деградации пастбищ.

4) Перевод ТЭС с угля на газ способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.

5) Использование тяжёлой техники — одна из причин снижения почвенного плодородия в степной зоне.

Ответ: _________

Пояснение.

1) Развитие тепловой электроэнергетики — одна из причин усиления парникового эффекта в атмосфере. — Да, верно, сжигание топлива добавляет углекислого (парникового) газа в атмосферу.

2) Рекультивация земель — одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий. — Нет, неверно, рекультивация — это восстановление земель.

3) Сокращение поголовья скота — основная причина деградации пастбищ. — Нет, неверно.

4) Перевод ТЭС с угля на газ способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. — Да, верно, при сжигании газа выбросов значительно меньше.

5) Использование тяжёлой техники — одна из причин снижения почвенного плодородия в степной зоне. — Да, верно, имеется в виду уплотнение почвы, ухудшение её структуры, что влияет на плодородие.

Правильный ответ:

2 3 или 3 2.

  1. Задание: вычеркните неверные высказывания.

Для многих стран актуальными являются наблюдение за вулканической активностью и работа служб по оповещению населения о предстоящих извержениях вулканов. Для какой из перечисленных стран актуально постоянное наблюдение за вулканической активностью?

1) Финляндия;

2) Исландия;

3) Египет;

4) Австралия.

Пояснение.

Вулканы расположены в пределах сейсмических зон, приуроченных к границам литосферных плит. Из приведённых примеров Исландия расположена на границах плит, остальные – далеко от границ литосферных плит.

Правильный ответ:

1) Финляндия;

3) Египет;

4) Австралия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – С. 23–29.
  2. Максаковский В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил. – С. 30–40.
  3. Социально-экономическая география мира: справочное пособие (карты, диаграммы, графики, таблицы) для обучающихся общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей/ В. Н. Холина, А. С. Наумов, И. А. Родионова; под общ. Ред. В. Н. Холиной. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – С. 24–67.
  4. Холина В. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. География: углубленный уровень: атлас для учащихся, студентов, преподавателей. – М.: Дрофа, 2016. – 80 с.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6