Экономика. 11 класс

Урок 17. Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России

Тезаурус

Фритредерство – внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры (пошлины на импортные товары) – это налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным.

Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определён­ного вида товаров.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще. 

Список литературы

Список обязательной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – С. 164 – 168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 57 – 60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. С. 86 – 94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – С. 258 – 270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Федеральная служба статистики. Раздел «Внешняя торговля» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gks.ru
Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России

Международные организации

Международные организации – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. Основные группы функций международных организаций:

  • содействие – организация международных конференций, сбор и анализ материалов, публикация и распространение статистики и исследований;
  • наблюдение – содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны;
  • надзор – более жёсткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития;
  • регулирование – надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению.

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

  1. Консультативные группы стран – относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, обычно не оформленные в постоянную международную организацию.
  2. Универсальные международные организации объединяют большинство стран мира, регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе: Международный валютный фонд МВФ (www.imf.org), занимающийся макроэкономической политикой; Всемирная торговая организация ВТО (www.wto.org), согласовывающая торговую политику; Организация объединённых наций ООН (www.un.org), последние годы все более направляющая свои усилия на решение социальных вопросов.
  3. Отраслевые международные организации регулируют определённые отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран – экспортёров нефти, ОПЕК (www.opec.org), являющаяся форумом нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.
  4. Региональные международные организации – объединения небольших групп стран, служащие форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих общий интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли. Например, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Программы экономического развития

Нужны долгосрочные программы социально-экономического развития страны в целом. Такие программы существовали и существуют в странах с развитой рыночной экономикой. Носят они рекомендательный характер. Включают в себя общие макроэкономические установки: темпы роста, отраслевые сдвиги, инвестиции и т.п. Также в них предусматривается система стимулов (налоги, ускоренная амортизация, субсидии и т.д.), чтобы побудить агентов рынка – фирмы и домашние хозяйства – стремиться к достижению поставленных задач. Проекты таких планов разрабатываются специальными правительственными ор­ганами, а затем согласуются с объединениями предпринимателей, профсоюзов, крупнейшими компаниями.

Общая концепция социально-экономического развития существует в виде плана-прогноза на определённый период. Одновременно разрабатывается целый ряд конкретных программ, в которых принимают участие частный сектор, государство (на федеральном и местном уровнях), профсоюзы. Такая практика широко применяется в Европейском Союзе, где имеются многочисленные программы по поддержанию инноваций традиционных отраслей, развитию мелкого и среднего бизнеса и многие другие. Планы-прогнозы стали типичны для наиболее развитых стран Запада, а также Японии, Южной Кореи.

В настоящее время экономическая деятельность в России во многом ориентируется на годовой бюджет. Между тем, задачи стратегического развития и технологической структурной перестройки производства предполагают организацию государственного управления посредством средне- и долгосрочного прогнозирования.

В нашей стране начали составляться программы экономического развития на перспективу для отдельных отраслей и экономики в целом.

В качестве главной цели своей социально-экономической политики в долговременной перспективе президент и российское правительство выдвигают последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6