Цель: - ознакомление формой влияния человека на природу, которая приводит к опустыниванию, формирование представления об опустынивании как экологической проблеме;
- развитие навыков исследовательской деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;
- закрепление навыков работы с учебником и дополнительными источниками информации;
- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о механизме возникновения пустынных территорий, о хозяйственной деятельности человека, которая приводит к опустыниванию.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
Ученик способен к волевому усилию;
У ребенка развита рефлексия;
У ребенка сформирована учебная мотивация;
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные УУД

Ученик умеет составлять план действий;
Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
У ученика сформирован внутренний план действий;
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Познавательные УУД

Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;
Может создавать устные и письменные высказывания;
Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;
Ребенок может проанализировать ход и способ действий;
У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;
Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД

Ученик умеет договариваться ;
Ученик умеет вступать в диалог;
Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы;
Ученик может отслеживать действия партнера;
Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Учитель

Настраивает ребят на совместную деятельность…
Заручается их поддержкой…

Ученики

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний, через обозначение проблемной ситуации

Учитель

Наша планета Земля, одна из 8 планет солнечной системы. (СЛ)
Безусловно, каждая планета Солнечной системы особенная. Например : Меркурий – самая маленькая планета – планета жары и холода, днём меркурий прогревается до +440 С, а ночью остывает почти до -200С. (СЛ) на Юпитере и Сатурне бури не прекращаются веками. (СЛ) А на Марсе нет жидкой воды и кислорода в атмосфере. (СЛ)
И только на нашей планете есть условия для жизни. (СЛ) И для того чтоб жизнь осталась на Земле необходимо сохранить все жизнеобеспечивающие условия. Чтобы сохранить живое необходимо справиться с экологическими бедствиями , одно из которых разрастается как ржавчина по поверхности металла – это опустынивание. (СЛ)
Что же такое опустынивание? – это постепенное превращение засушливых земель в необитаемые области – пустыни.
Сегодня, на грани опустынивания находится 20% территории суши.
Почему же земля превращается в пустыню?

Ученики

Внимательно слушают рассказ учителя, высказывают свои предположения о том, что же такое пустыня.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося наглядной демонстрацией природного объекта

Учитель

Давайте посмотрим. Возьмём комнатное растение и извлечём его из горшка. Видите, вся почва держится на корнях. Так и в естественной природе корни растений образуют дерновину, сетку состоящую из живых и отмерших корешков, в которой удерживаются частицы почвы. Если растения погибают от выедания животными или вытаптывания, то частицы почвы становятся не скрепленными. Такая не скрепленная почва быстро высыхает (особенно в засушливых районах) и сухая почва легко сдувается ветром. Так исчезает тонкий слой почвы и остаётся песок, который и есть пустыня.

Конечно, опустынивание угрожает больше всего районам с засушливым климатом.
Но и другие территории нашей планеты могут стать опустошёнными по причине безграмотной хозяйственной деятельности человека.

Ученики

Внимательно слушают рассказ учителя, предполагают, почему почва удерживается на выкопанном растении. Понимают значение растительного покрова для существования почвы.

Введение нового материала , через моделирование проблемной ситуации
( решение экологической задачи)

Учитель

Чтобы деятельность человека была безопасной для нашей живой планеты, необходимо владеть множеством знаний в области биологии, географии, физики и математики. Научный подход необходимо использовать в хозяйственных расчётах. Именно этим я и хочу предложить вам заняться - хозяйственными расчётами.
Ребята, я предлагаю вам представить, что вы решили освоить фермерское дело и развить овцеводство.
НАПРИМЕР: в аренду у Государства вы взяли 100 га пастбищных земель, для вольного выпаса овец в течение всего года.
Теперь вам необходимо рассчитать, какое число овец можно содержать на этом пастбище, ведь если овец будет слишком много, растительный покров будет выедаться и вытаптываться животными, что может привести к опустыниванию ваших пастбищ.
Итак, сначала нужно узнать урожайность пастбища за год, т.е. сколько растительной массы можно извлекать с пастбища. Эти данные предоставляются местными природоохранными комитетами или местным Управлением сельского хозяйства. (СЛ - сколько растительной массы можно извлечь с пастбища – урожайность).
Второе, нужно узнать – это количество растительной массы, которое потребляет одно животное в день и умножить эту массу на 365 дней в году (Данные о потреблении растительной массы животным есть в характеристике породы животного) (СЛ - количество растительной массы, которое потребляет одно животное в день и умножить эту массу на 365 дней в году).
Возьмём конкретные цифры.
Например 100 га наших пастбищных земель имеют урожайность 700 Ц в год (т.е. 7 Ц с ГА) (СЛ).
1 овца (выбранной нами породы) потребляет в сутки 9 кг. растительной массы , значит в год одно животное потребляет 9Х 365 = 3285 кг или почти 33 Ц (в ц =100 кг) (СЛ).
А теперь урожайность пастбища нужно разделить на массу растительного корма , которая потребляется одной овцой и полученное число и будет то число овец которые могут содержаться на этом пастбище (СЛ).
700Ц/33Ц= 21 (СЛ).
21 овцу можно содержать на нашем пастбище. Если количество овец увеличить, то пастбищные территории превратятся в зону экологического бедствия.
Решив эту задачу, я уверена, вы наглядно убедились, какая ответственность возложена на фермеров и на всех людей, которые занимаются сельским хозяйством. Работники сельского хозяйства не только должны обеспечить нас продовольствием, но и сохранить земли, на которых они работают. Сохранить для следующих поколений, ведь на пустынных территориях невозможно выращивать урожай и выкармливать животных.

Ученики

Решают экологическую задачу вместе с учителем, предлагают пути решения. Понимают на конкретном примере, как не продуманная хозяйственная деятельность может привести к опустыниванию территорий. Понимают важность знаний в области биологии, географии математики при осуществлении хозяйственных расчётов.

Закрепление нового материала

Учитель

Самостоятельно я предлагаю вам решить следующую задачу
Какая территория пастбища, необходима для одной коровы, если корова потребляет в сутки 60 кг. растительной массы и выпасается на пастбище три месяца
(Остальное время питается в загоне сеном , закупленным в другом районе) урожайность пастбища 9 Ц с га в месяц (СЛ)
РЕШЕНИЕ (НА слайде)
За три месяца корова съедает 60кгх90дней= 5400 кг, 54 Ц растительной массы
Урожайность за три месяца 9Цх3= 27Ц
54ц/27ц= 2.
Ответ: для того чтобы летом прокормить корову на пастбище необходимо использовать 2 га пастбищных территорий , с урожайностью 9 Ц с Га.

Ученики

Самостоятельно решают вторую экологическую задачу. Помогают друг другу, при возникновении затруднений.
Проверяют своё решение совместно с учителем.

Завершение урока
Рефлексия

Учитель

Учитель предлагает учащимся самостоятельно повторить выводы, о том, что необходимо делать, чтобы предотвратить опустынивание.

Ученики

Учащиеся ещё раз повторяют, какие необходимы действия со стороны человека, чтобы предотвратить опустынивание.
Самооценка.