Цель урока: создать условия для формирования представлений о содержании производственной деятельности и мире технологий
Планируемые образовательные результаты:
личностные – готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловым установкам, отражающим личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные – освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные – сформированность представлений о производственной деятельности человека и мире технологий, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Ход урока

1. Организационный момент
Сегодня мы продолжим знакомство с деятельностью человека направленной на преобразование различных материалов. Сможем познакомиться с огромным миром технологий.

2. Изложение нового материала.
Потребности, с которыми вы уже знакомы –  одна из причин активности человека, т.к. после осознания своих потребностей у человека появляется цель их удовлетворения и  связанные с этим задачи для дальнейшей деятельности.

Деятельность человека  делится на два вида: исследовательская деятельность, служащая для познания законов природы, и преобразующая деятельность, предназначенная для получения необходимых человеку результатов.

К преобразующей деятельности относятся, например, обработка различных материалов: древесины, металла, текстильных материалов, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовываться может и энергия. Так,  дома  электрическая энергия может преобразовываться в тепловую - для обогрева  помещения и приготовления пищи или в световую -  для освещения комнат. Очень важной для людей является работа с информацией, которая состоит из исследовательской и преобразующей деятельности.

В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстоянии с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1), телевизионных  приемников (рис. 2), сети Интернет, преобразуясь в форму, удобную человеку. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно с помощью специального прибора –  термометра (рис. 3). Эта информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.



Людям приходится преобразовывать различные материалы: древесину, металлы, а также ткани и пищевые продукты. В сельском хозяйстве преобразовывают посевной материал, в том числе семена,  выращивают  и используют сельскохозяйственных животных. В медицине –  лечат, т.е.  преобразовывают   заболевшие органы людей.

Для решения каждой задачи преобразования материалов, энергии и информации разработаны различные технологии. С помощью одной технологии можно приготовить определенный вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учебу в классе.

Мир технологий. В настоящее время существует огромное количество технологий, которые можно разделить на:

1) материальные (преобразование, обработка материалов);

2) нематериальные:

информационные (преобразование, обработка информации);

социальные (работа с людьми);

3) интеллектуальные.

Материальные технологии
а) производственные технологии:
- промышленные технологии (технологии добычи полезных ископаемых, машиностроительная и судостроительная технологии, строительные технологии, технологии производства тканей и одежды из неё, химические технологии, технологии изготовления мебели, технологии получения продуктов питания и др.);
- технологии сельского хозяйства (технологии животноводства, растениеводства, лесоводства и др.);
б) технологии в сфере быта (технологии содержания и ремонта жилья, бытовой техники, освещения и отопления помещений, безопасности частных владений, оформления жилых помещений и др.).

При использовании материальных технологий работают с  материальными ресурсами: минеральным сырьём, металлами, древесиной и древесными материалами, химическими веществами, тканями, продуктами сельскохозяйственного производства, пластмассами, стеклом и др.

На рис. 4 показаны структура использования материальной технологии.

Нематериальные технологии
а) информационные технологии (технологии управления, накопления, обработки и передачи информации, программное обеспечение и др.);
б) социальные технологии (технологии общения, распространения новостей, решения общественно важных проблем, технологии работы с общественным мнением, технология применения социальных сетей и др.);
в) интеллектуальные технологии (технологии кинопроизводства, постановки спектаклей и зрелищных мероприятий, создания картин, книг и др.).

В нематериальных технологиях работают с нематериальными ресурсами: информацией, проектными и научными разработками, зрелищами, искусством, законотворчеством, управлением, финансовыми и страховыми услугами и др. На рис. 5 показана структура использования  элементов  информационной технологии.

Существуют множество других технологий: транспортные, военные, инновационные, банковские, телекоммуникационные (интернет, телевидение) и др.

В настоящее время быстро развиваются так называемые высокие технологии: робототехника, нанотехнологии, микроэлектроника, космические технологии, биотехнологии, атомная энергетика, навигационные технологии, солнечная энергетика и др.

Технологии и мировое хозяйство. С начала ХХI века технология оказывает значительное влияние на развитие мирового хозяйства: освоение наиболее эффективных и высоких технологий способствует сближению национальных хозяйств различных стран, созданию межнациональных производственных комплексов и, в конечном счёте, ускоренному развитию стран и росту благосостояния людей.

Главной задачей технологии является выявление закономерностей развития физических, химических, механических, социальных, коммерческих, экологических и прочих процессов с целью управления ими для превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой для наиболее полного удовлетворения потребностей человеческого общества.

Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Антропогенным называют любое человеческое воздействие на окружающую природу, приводящее к её изменениям, как правило, в худшую сторону. Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду (см. рис. 6)

Рис. 6. Влияние технологий на окружающую среду: а – при добыче полезных ископаемых; б – при морской добыче нефти; в – загрязнение атмосферы; г – обработка почвы ядовитыми веществами; д – выхлопные газы автомобиля; е – атомная электростанция

Поэтому надо научиться использовать и развивать технологии таким образом, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия путём применения малоотходных и безотходных технологий, ограничения выбросов в атмосферу, применения ветряных и солнечных электростанций, восстановления  разрушенных природных ландшафтов высадкой зелёных насаждений и др.

3. Практическая работа
Ознакомление с технологиями
1. Выберите одну из потребностей человека в приведенном ниже списке и назовите технологии необходимые для удовлетворения данной потребности:
- потребность в жилище;
- потребность в транспортировке грузов;
- потребность в учёбе;
- потребность в занятии спортом;
- потребность в изучении космоса;
- потребность в развлечениях.
2. Приведите примеры производственных технологий и примеры технологий в сфере быта.
3. Запишите в рабочей тетради последовательность действий для одной из простейших технологий:
- укладки школьной сумки перед выходом в школу;
- уборки комнаты подростка;
- мытья посуды вручную;
- подготовки велосипеда к прогулке;
- посещения продуктового магазина;
- подготовки грядки на садовом участке к посадке.

Подведение итогов урока
На сегодняшнем уроке мы  попытались рассмотреть насколько различных технологий, которые помогают в удовлетворении различных потребностей. Можно сделать вывод: потребности являются движущим фактором развития и появления новых технологий. Для закрепления изученного материала ответьте на вопросы.

Вопросы:
1. Чем отличаются друг от друга исследовательская и преобразующая деятельности?
2. Приведите примеры  использования информационных и социальных технологий в вашей жизни и в сети Интернет.
3. К какому виду технологий можно отнести телекоммуникационную технологию? Объясните почему.
4. Почему разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду?

Литература:
Методика преподавания технологии: пособие для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф,2014.

Интернет-ресурсы:
http://studme.org/
https://ru.wikipedia.org/wiki