Цель урока: создать условия для формирования представлений о содержании предмета «Технология», потребностях человека и их удовлетворении.

Планируемые образовательные результаты:

предметные  – сформированность представлений о личных и общественных потребностях, иерархии потребностей, содержании предмета «Технология»;

метапредметные – освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
личностные – готовность учащихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях.

Ход урока

1. Организационный момент
В мире существует огромное количество  технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая  и изготавливая  изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.

В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет  «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии. 

2. Изложение нового материала
Все технологии созданы и используются  для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий  привели потребности людей.

Рассмотрим, что можно отнести к потребности.

В жизни  человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды.

Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными.  Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1.

В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности.  Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра) (рис. 2). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.

Выше размещаются потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств (рис. 3).

Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи (рис. 4).

Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении (рис. 5).

Очень важными  являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии (рис. 6), этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.

Потребности каждого человека  должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.

Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.

После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения  в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.

Что же означает слово «технология»?

Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов:    «техне»-мастерство, «логос»-знание, наука. Таким образом, технология - это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, технология – наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях различных материалов, энергии и информации в интересах человека. В освоении технологии вам поможет освоение различных школьных предметов.

3. Практическая работа

Давайте изучим потребности
1.  Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки.
2.  Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить.
3.  Расскажите, как они удовлетворяются.

4.  Подведение итогов урока
Осваивая технологии преобразования различных материалов,  вы должны помнить о том, что только изучив потребность и проанализировав имеющиеся возможности ее удовлетворения, можно получить качественный продукт.

Для того чтобы лучше разобраться с потребностями рекомендуем вам ответить  на следующие вопросы.

Вопросы
1. Как изменяются потребности человека с возрастом?
2. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми.
3. В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители этого острова занимаются только тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?

5. Домашнее задание
1. Составьте программу изучения социальных  потребностей  одного члена вашей  семьи.
2. Изучите его социальные потребности в соответствии с разработанной программой.

Литература:
Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др./ под ред. И.А. Сасовой- М.: Вентана-Граф,2014
«Незнайка на Луне».Николай Носов.М.: Оникс, 2000

Интернет-ресурсы:
http://hochubitzdorov.com/visshaya-personalnaya-shkola/
http://yandex.ru/video/search