Математика. 6 класс

Урок 80. Столбчатые диаграммы. Графики

Конспект урока

Математика

6 класс

Урок № 80

Столбчатые диаграммы. Графики

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • столбчатые диаграммы и графики;
  • обработка информации, наглядное изображение информации;
  • построение и чтение диаграмм и графиков.

Тезаурус

Диаграмма предназначена для наглядного изображения информации, для сравнения нескольких значений одной и той же величины или различных величин между собой. Диаграммы бывают столбчатые, круговые и др.

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать, как изменяются данные величины.

Обязательная литература:

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.

Дополнительная литература:

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обработка информации. Таблицы

Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, представленные в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных.

Но таблицы не дают наглядного представления об информации.

Диаграммы. Виды диаграмм

Круговые диаграмма – наглядное изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких значений одной и той же величины.

Столбчатая диаграмма служит для того, чтобы сделать наглядным сравнение разных величин или изменение одной величины в зависимости от изменения другой; состоит из прямоугольных столбиков, высоты которых пропорциональны значениям величин.

Рассмотрим пример.

Итоги контрольной работы по математике

Выполнили работу:

на «2» – 3 ученика,

на «3» – 6 учеников,

на «4» – 11 учеников

на «5» – 7 учеников.

График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Например, температура воздуха может изменяться с течением времени.

Прежде чем приступить к описанию графика необходимо ответить на вопросы:

1) Зависимость между какими величинами изображена на графике?

2) Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

Зависимость между какими величинами изображена на графике?

Ответ: изображена зависимость между расстоянием S и временем t.

Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

Ответ: расстояние в 1 км равно 1 делению, а 1 ч равен 4 делениям, значит, 1 деление по оси t – это 15 мин.

Обратите внимание!

В течение первого часа, с 6 до 7 часов, был пройден путь в 5 км, т. е. скорость на этом участке составила 5 км/ч.

Затем время шло с 7 ч до 8 ч 45 мин, а расстояние не изменялось. Это стоянка, на графике она длится 1 ч 45 мин.

Последний этап движения – расстояние уменьшается до нуля с течением времени, значит, объект вернулся в исходную точку.

Разбор заданий тренировочного модуля

Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Найдите скорость движения по графику.

За первые 2 часа был пройден путь 120 км.

Находим скорость по формуле: v = S : t = 120 : 2 = 60 (км/ч).

За время с 2 до 3 часов расстояние не менялось, значит скорость была равна нулю.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6