Русский язык. 6 класс

Урок 24. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

Однажды Миша забыл подготовиться к контрольной работе по истории. Получив на уроке вариант, он чуть не лопнул от досады: тест для него был очень трудным. «Ума не приложу, что делать», – сокрушался Миша. Вдруг он вспомнил о записях в тетради и чуть не подпрыгнул до потолка от радости. Как хорошо, что вчера он написал конспект! Миша полез в портфель. Ужас! Тетради не оказалось. Он забыл её дома. Миша просто вышел из себя. «Что с тобой, Миша? – спросила Вера Ивановна. – На тебе лица нет». Миша побледнел: душа ушла в пятки. Неужели будет двойка? Но он взял себя в руки, сосредоточился и выполнил тест.

В тексте нам встретились словосочетания, которые невозможно «разорвать», они неделимы: «лопнул от досады», «подпрыгнул до потолка», «вышел из себя» и другие. Это фразеологизмы. Мы часто употребляем их, не задумываясь, откуда они родом, как появились. 

Цели и задачи

Цель:

  • закрепить и обобщить знания о происхождении, значении и употреблении фразеологизмов в речи.

Задачи:

  • научиться распознавать особенности фразеологизмов;
  • научиться использовать фразеологизмы в речи;
  • научиться находить фразеологизмы в текстах, объяснять их значение.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • что такое фразеология и что такое фразеологизм;

мы научимся:

  • объяснять происхождение фразеологизмов;

мы сможем:

  • использовать фразеологизмы в речи.
Фразеологизм и объяснение

Составьте пары: фразеологизм и объяснение. 

Без царя в голове

Душа в душу

Остаться с носом

Валять дурака

глупый человек

ничего не делать

жить мирно и счастливо

остаться ни с чем

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6