Русский язык. 6 класс

Урок 34. Буквы а и о в корне -зар- – -зор-. Гласные в корнях с чередованием (обобщение)

Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 34

Буквы а – о в корне -зар--зор-

Гласные в корнях с чередованием (обобщение)

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».

2. Понятие «чередование гласных в корне».

3. Чередование, зависящее от ударения.

4. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Тезаурус

Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.

Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 Ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 108-109.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 7.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим слова: заря, зорька, зарево, озарение. Их объединяет корень. Возникает вопрос: какую букву писать? Давайте проведём анализ.

Первое, что мы можем сделать, – поставить ударение. Таким образом получается: заря, зорька, зарево, озарение. В словах зорька и зарево мы можем сразу поставить гласную, так как она находится под ударением. А под ударением мы пишем то, что слышим. Следовательно, первую часть правила можно сформулировать так: в словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим.

Отталкиваясь от аналогичных правил по чередующимся гласным, можем предположить, что в остальных словах пишется а. Проверим себя по словарю: заря, озарение.

Как в целом можно сформулировать правило? В словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим, без ударения – букву а.

При работе с чередующимися гласными в корне необходимо помнить, от чего зависит чередование:

– согласная на конце корня;

– суффикс за корнем;

– ударение.

Давайте вместе составим алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Рассмотрим -лож- – -лаг(а)- и -кос- – -кас(а)-. Для последней пары надо проверить значение корня – прикосновение к чему- или кому-либо.

Применяем правило: для -лож- – -лаг(а)- и –кос- – -кас(а)-: без суффикса пишем букву о, с суффиксом – а.

В корнях -рос- – -ращ- – -раст- обращаем внимание на согласную в корне.

Для -гор- – -гар- проверяем значение – подвергаться огню или высокой температуре.

Для -зор- – -зар-: под ударением – пишем то, что слышим, без ударения – букву а.

Так выглядит алгоритм в целом.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите слово, которое не подходит под тему «Чередующиеся гласные в корне».

Горе, заря, прикосновение, положение, выращу.

Правильный ответ: горе

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Чередующиеся корни:

а) проверяются ударением;

б) зависят от суффиксов;

г) нельзя проверить ударением;

д) всё перечисленное.

Правильный ответ: г

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6