Русский язык. 6 класс

Урок 37. Гласные в приставках пре- и при-. Часть 2

Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 37

Гласные в приставках пре- и при-. Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Правописание гласных в приставке.

2. Омофония в правиле «Гласные в приставках пре- и при-».

Тезаурус

Неизменяемые приставки – приставки, написание которых не зависит от положения и соседства в слове (с-, на-, по-, над- и другие).

Изменяемые приставки – написание которых зависит от соседних букв (раз-/рас-, вз-/вс- и другие) и лексического значения (пре-/при-).

Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.

Паронимы – созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи и имеющие структурное (морфемное) сходство.

Морфемный состав слова – все морфемы, которые образуют слово.

Этимологический словарь – словарь, содержащий информации об истории отдельного слова или морфемы.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 111-118

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс XXI век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 36

Открытые электронные ресурсы:

1. Этимологический словарь Макса Фасмера: https://gufo.me/dict/vasmer (дата обращения 01.06.2019)

2. Этимологический словарь Крылова: https://gufo.me/dict/krylov (дата обращения 01.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Допустим, вы пишете сообщение другу: «Я пребываю в Петербурге». Вы имеете в виду нахождение там. Или, например, так: «Я прибываю в Петербург в 19 часов». Какую букву нужно вставить в первом и втором случае? Как называются такие слова? Чем руководствоваться в этом случае?

Давайте вместе порассуждаем. Прибываю в Петербург – это приезжаю в Петербург. Приезжаю пишется через при-, т. к. имеет значение приближения. Пребываю в Петербурге – это нахожусь. Такого значения для приставки при- нет, поэтому там писать при- нельзя. Обратимся к орфографическому словарю: пребывать – находиться где-либо.

Такие слова, одинаковые по звучанию (гласная в приставке в безударном положении, поэтому не слышно, какая буква должна стоять), но разные по написанию, называются омофоны («омо» – одинаковый, «фон» – звук).

В нашем языке есть слова привет, предмет, приятный, препятствие, природа, причина и другие. В них не принято в современном языке выделять приставку, но она там была, об этом говорит их этимология (происхождение). Их нужно запоминать, для работы с ними требуется словарь.

В русском языке много таких слов с неясным значением. При работе с ними нужно обращаться к словарю и уточнять значение. Но есть ряд слов, которые стоит запомнить. Разберём некоторые из них.

Пара призреть – презирать: последнее обозначает очень сильно ненавидеть, отчего и пишется пре-, а вот призреть – это приютить, значение присоединения.

Пара претворить – притворить: последнее обозначает неполноту действия, поэтому имеет приставку при-, претворить (со значением осуществить что-либо) нужно запомнить.

Пара приёмник – преемник: приёмник – прибор, который принимает волну, а преемник – тот, кто перенимает, продолжатель.

Универсального варианта работы с такими словами нет, но есть несколько действий, которые помогут понять, какую приставку выбрать. Во-первых, нужно смотреть на лексическое значение слова, а для этого потребуется словарь. Во-вторых, стоит смотреть на значение, которое вкладывается в морфемы, из которых состоит слово. Например, приставить – поставить рядом (приближение), а преставиться – перейти в другой мир (пере-).

Есть и ещё одна особенность, связанная с правилом пре- и при- в приставках, – изменение морфемного состава слова. Давайте разберём по составу слово препятствие. Обратившись к этимологическому словарю, мы увидим, что обозначает оно преграду, то есть то, чем перегородили. Приставка пере- в этом случае сохраняет своё значение.

Мы можем заметить, что для работы с такими словами требуется обращение не только к орфографическому, но и к толковому, и этимологическому словарям.

Конечно, иногда поможет морфемный анализ, например, слово привет. Сравните ответ, совет и другие. Мы можем заметить в этих словах общую часть «вет». Воспользовавшись этимологическим словарём, увидим, что обозначает она «веять». Дословно слово привет будет обозначать привеять, то есть принести что-то из далёкого места.

Рассмотрим несколько таких слов. Гостеприимство – принимать гостей, где при- обозначает приближение. Пренебречь – очень сильно игнорировать, прельстить – очень сильно очаровать.

В этом правиле, как и в большей части других, имеются слова, написание которых стоит запомнить. Сравним прекрасный и без прикрас, пречудесный и причудливый, превредный и привередливый. У слов прекрасный, пречудесный и превредный значение очень, потому и пишутся они через приставку пре-. Слово прикрасы образовано от прикрасить, то есть прибавить в рассказе. Эта неполнота действия приставку при-. Причудливый – от причудиться, то есть тоже неполнота действия. Для слова привередливый лексическое значение со словом слишком, то есть преувеличение, но пишется всё равно при-. И этого же ряда слова прихотливый и придирчивый.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите слово, подходящее в это предложение.

Мальчик долго не решался пр..ступить установленные веками правила.

Варианты ответа:

а) преступить со значением переступить;

б) приступить со значением начать действовать;

в) преступить со значением очень активно идти.

Разбор задания: преступить имеет значение переступить правило, т. е. нарушить его.

Правильный ответ: а)

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильный морфемный разбор (по современному словарю):

а) при-мер;

б) преодол-е-ть;

в) преслов-ут-ый;

г) при-в-ив-к-а.

Разбор задания: пример, пре-о-дол-е-ть, привив-к-а.

Правильный ответ: в.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6