Русский язык. 6 класс

Урок 95. Морфологический анализ глагола. Рассказ на основе услышанного

Рассказ

Какая из картинок соответствует началу рассказа?

Однажды мама принесла домой маленького котёнка с больными глазками. Вечером за ужином мама рассказала одну историю.

Когда она была маленькой, в кустах нашла бездомную кошечку, серенькую с белой мордочкой и грудкой. Мама стала о ней заботиться.

Как-то раз, она встретили бабушку, которая тоже подкармливала кошечку. Вскоре мама заметила, что кошечка какая-то вялая и рассказала об этом бабушке. Посовещавшись, решили везти кошечку к ветеринару.

На следующий день бабушка увезла кошку к ветеринару. Но домой она вернулась одна, без кошки, сказала, что кошечка сильно болела, её не удалось спасти. Это было большое горе. Дети плакали. А бабушка просила не горевать...

А у меня после этой истории слёзы навернулись. Пока мама рассказывала, я смотрела на этого котёнка.

Вид глагола

Соедините линиями глагол и его вид.

прилетела

советовать

совершенный вид

несовершенный вид

Смысловые части сочинения

Выделите красным цветом вступление к рассказу, зелёным – краткое содержание, оранжевым – личное отношение.

Эту историю я услышала от бабушки, которая рассказывала о своём детстве. Вот одна из историй. 

«Зимой мы ходили по полям и выкапывали замёрзшую картошку и коренья. Потом шли в школу, где было очень холодно, и приходилось сидеть в фуфайках и шапках. Но нам никогда не приходила в голову мысль не ходить в школу».

Я часто вспоминаю эту историю и спрашиваю себя: «Почему многие из нас не хотят ходить в школу и учиться?». Но ответить я не могу и думаю, что у каждого есть что сказать!

Красный
Зеленый
Желтый
Заголовок

Выберите заголовок для отрывка рассказа на основе услышанного.

Однажды мама принесла домой котёнка. Вечером за ужином мама рассказала одну историю.


В одно прекрасное утро, играя в зарослях, мама с братом нашли кошечку, бездомную. Она была серенькая с белой мордочкой и грудкой. Как и все дети, они начали о ней заботиться.

Как-то раз они встретили старенькую бабушку, которая тоже подкармливала их кошечку. Вскоре мама заметила, что кошечка плохо играет, какая-то вялая и рассказала об этом бабушке. Посовещавшись, решили везти кошечку к ветеринару, но это очень дорого. Дети побежали домой и достали всё, что было в копилке, чтобы отдать бабушке.

Всё следующее утро мама с братом не отходили от домика кошки, ждали бабушку из клиники. Уже начинали переживать, что так долго. И вот пришла бабушка. Одна. Без кошки. Она сказала, что кошечка сильно болела, и её не удалось спасти. Это было большое горе. Дети плакали.


А у меня после этой истории слёзы навернулись. Пока мама рассказывала, я смотрела на этого котёнка, который устроился у мамы на ручках. Уже отмытый. Благодарно урчащий, перебирающий лапками.

Берегите животных, если вы не можете помочь, то не делайте хотя бы их жизнь хуже.

Глаголы изъявительного наклонения

Подчеркните глаголы изъявительного наклонения

Читала, учи, замолчи, сходили бы, мечтали, выключи, бегала, рассказал бы, гуляю, закрой, полежал бы.

Переходные и непереходные глаголы

Распределите глаголы на 2 группы. 

Переходные

Непереходные

беспокоиться
сочувствовать
учу
помогать
бродить
увидеть
нести
написать
стоять
руководить
везти
Морфологический разбор

Дополните морфологический разбор.

Счастье пришло бы.

I. Пришло бы – глагол.

II. 1) Глагол, н.ф. – прийти;

2) постоянные признаки: вид, непереходный, невозвратный, спряжение;

3) непостоянные признаки: наклонение, число, род.

Счастье (что сделало бы?) пришло бы. В предложении является .

План морфологического разбора

Восстановите план морфологического разбора глагола. 

вид;

число;

возвратность;

наклонение;

Начальная форма (инфинитив).

Часть речи.

переходность;

Морфологические признаки:

Непостоянные морфологические признаки:

Роль в предложении.

спряжение.

время;

лицо;

род.

Постоянные морфологические признаки:

Морфологический анализ слова

Заполните пропуски в таблице.

Глагол род число время
бегала
пел
ед. ч. прош. вр.
прыгают
будут играть мн. ч.
м. р.
ед. ч.
наст. вр.
ж. р.
мн. ч.
прош. вр.
буд. вр.
Морфологическая характеристика

Укажите верные морфологические характеристики слова тянется в предложении.

Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов.

Спряжение глагола

Укажите ошибку в определении спряжения глаголов в предложениях.

Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда.

Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц.

Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течёт по своим особым законам.

Пригорок оказывается пнём, занесённым по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек.

спит – 2 спряжение

встречаешь – 1 спряжение

продолжается – 2 спряжение

лежит – 2 спряжение

Непереходные глаголы

Подчеркните в предложении непереходные глаголы.

Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Если маленькая обезьянка видит удава, она молниеносно взбирается на дерево.

Глаголы совершенного вида

Образуйте глаголы совершенного вида. 

Расти –

Касаться –

Брать –

Решать –

Беречь –

Замечать –

Ошибки в употреблении

Исправьте ошибки в употреблении глаголов.

Ляжь в постель.

Бежите скорее к врачу.

Вылазь из воды скорее.

Не ложи локти на стол.

Не одевай сегодня теплую шапку.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6