Литература. 6 класс

Урок 24. Н. А. Некрасов. «Железная дорога»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 24

Н. А. Некрасов. «Железная дорога»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь Н. А. Некрасова в период написания стихотворения «Железная дорога», его гражданская позиция.
  2. История создания стихотворения «Железная дорога».
  3. Анализ поэтического текста.

Тезаурус

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября 1821 – 27 декабря 1877 г.) – русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.

Граф Пётр Андре́евич Клейнми́хель (11 декабря 1793 – 3 февраля 1869) – российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей, беспрекословный исполнитель воли Николая I. В 1842–1855 годах – главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Курировал строительство Николаевской железной дороги.

Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая 1811 – 26 мая 1848 г.) – русский литературный критик.

Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой – стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.

Ли́рика, лири́ческая поэ́зия – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

Гражданская лирика – это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и её судьба, государство и гражданский долг.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

Эпи́тет (от др.-греч. «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Мета́фора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравне́ние – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог!

Армячок – (первоначально «ормяк») – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат.

Лобазник – владелец лабаза (небольшого продовольственного магазина), презрительно – о человеке, стремящемся к наживе, личной выгоде.

Приказчик – должность, торговый служащий в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный от хозяина.

Урядник – нижний чин уездной полиции в России в 1878-1917 гг., ближайший помощник станового пристава.

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2018. 307 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 224 с.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2009. 414 с.

5. Замышляева А. Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград : Учитель, 2015. 324 с.

6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / Москва : «Экзамен», 2016. 63 с.

7. Московкина И. И. Диагностические работы: Литература. 6 класс. ФГОС. Москва : Издательство «Экзамен», 2017. 144 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. (Дата обращения: 18.06.2019).
  2. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm – Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. (Дата обращения: 19.06.2019).
  3. http://www.biblus.ru/Default.aspx – Все книги России, библиографический каталог. (Дата обращения: 18.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда в 1877 году холодным декабрьским утром у гроба поэта собрались тысячи поклонников таланта Николая Александровича Некрасова, то жандармерия пришла в смятение от такого количества людей, пришедших проводить его в последний путь. Опасались серьёзных беспорядков на панихиде. Люди читали его стихи, многие по памяти, сравнивали его с Пушкиным. И плакали, как о ком-то родном и близком. Чем он так близок был своим современникам, и о чём его произведения говорят нам, читателям из ХХI века? Сам Некрасов называл свою поэзию «музой мести и печали». Кому мстил поэт, о ком печалился?

Будущий поэт Никола́й Некра́сов появился на свет 28 ноября 1821 года. Его судьба была, казалось, определена с пелёнок. Древний дворянский род Некрасовых из поколения в поколение служили царю и Отечеству, о чём и свидетельствует их фамильный герб: мечи и секиры на красном фоне. Но мальчик пошёл наперекор воле отца и вместо службы в полку предпочёл изучать стихосложение «вольнослушателем» в Петербургском университете. Отец, Алексей Сергеевич, такого ослушания не простил и лишил сына содержания. Так что Николаю пришлось самому с 16 лет зарабатывать себе на хлеб, что в те времена для дворян было редкостью, ибо большинство из них существовало на доходы, которые получали от имений. Крепостные крестьяне обеспечивали своим потом и кровью безбедную жизнь помещикам. Казалось, этот жизненный уклад будет незыблемым. Ведь, даже после великой победы в войне с Наполеоном в 1812 году, царь Александр I так и не решился дать крестьянам свободу от рабского труда. Картина бесправного крестьянина всегда стояла перед глазами поэта.

Как мы помним из произведений, изученных нами в прошлом году, крестьянин, его труд, его судьба – главная тема поэзии Александра Некрасова. Свою литературную деятельность Некрасов начинает в Санкт-Петербурге.

Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Опытный стихотворец, к которому Некрасов обратился за рецензией, Василий Андреевич Жуковский, прочитал сборник и деликатно посоветовал не печатать книгу под своим именем. В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом «Н. Н.».

Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен самим Некрасовым.

Некрасов понял, что «милые стишки» – не его стезя. Познакомившись с Белинским лично, а в те времена именно этот критик был индикатором хорошей литературы для всего общества, поэт решил прочитать ему своё стихотворение «В дороге» о судьбе крестьянской женщины.

Позже Некрасов вспоминал, как он закончил читать, а Белинский его обнял со словами: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!».

Тема народа и крестьянства с тех пор стал основой лирики Некрасова.

Со временем он не только сам писал и публиковал произведения, посвящённые нелёгкой доле российского крестьянина, но и сделал всё, чтобы просвещённые русские писатели и поэты имели площадку для трансляции своих мыслей. В 40-е годы ХIХ века, когда не было ни телевизора, ни интернета, не так просто было донести писателю свои мысли, свою гражданскую позицию до общественности. Всё самое интересное печаталось в толстых журналах, которые доставлялись подписчикам по почте.

И вот зимой 1846 года, совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым, Некрасов арендовал «Современник». Там, как мы помним, были опубликованы первые произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Охотничьи записки». Там же, в 1864 году, появилась на свет и «Железная дорога» самого Некрасова, которое мы и рассмотрим на этом уроке.

О чём это стихотворение? Надо сказать, что в то время Некрасов долгое время проводил за границей. В Италии и Франции он поправлял хрупкое с детства здоровье. Таким образом, он мог сам сравнить положение крестьян в Европе и в России. Положение крепостных крестьян было ужасно, но хуже всего было положение так называемых казённых крестьян, то есть тех, кто принадлежал самому крупному помещику в России – царю. Если те, кто находился в крепости (то есть в собственности у барина) могли ещё как-то попытаться найти управу на своего помещика у губернатора или у прокурора, отправить ходоков в столицу, то казённым крестьянам жаловаться было не кому. Именно они и стали героями стихотворения «Железная дорога», так как именно их непосильным трудом было построено это грандиозное, по тем временам, техническое сооружение.

Почему же дорога, строительство которой началось в 1842 году, откликнулась в сердце поэта лишь 20 лет спустя? Дело в том, что в 1861 году вышел именной указ царя Александра Второго об освобождении крестьян. Антикрепостная Реформа вызвала большой подъём надежд и ожиданий в просвещённой части российского общества. Но реформа двигалась не так быстро, как этого хотелось. Эти несбывшиеся надежды и выразил поэт в своём произведении.

Теоретический материал для углублённого изучения

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

13 февраля 1842 года – Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Царь не предусматривал никаких сложностей и препятствий, а просто прочертил под линейку на большой карте схему дороги, которая затрагивала леса и болота, и в результате строительство данной дороги унесло множество жизней простых людей.

Процессом руководил граф Клейнмихель, который вошёл в историю как человек невероятной жёсткости. Он очень хотел закончить строительство как можно раньше, поэтому доводил крестьян до безобразного состояния, заставляя их трудиться до смерти.

Через девять лет после подписания указа о строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва, 13 ноября 1851 года, состоялось торжественное открытие этой магистрали – отправился первый «всенародный поезд» из Петербурга в Москву.

Несколько позже, когда царствовать стал Александр II, строительство железных дорог набирало обороты. И в 1864 году была построена новая линия, а жертвами этого строительства на этот раз стали крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости в 1861 году.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Соотнесите строки стихотворения «Железная дорога» с указанными категориями

Это задание не представляет сложности и основывается на знании содержания стихотворения «Железная дорога». Стихотворение «Железная дорога» читали и анализировали на уроке. Вспомните содержание произведения и соотнесите стихотворные строки с указанными категориями.

Ответ:

Описание осени

Описание труда рабочих

Описание внутренней силы народа

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! и кочи,

И моховые болота, и пни –

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Выделение цветом

Выберите правильный ответ и выделите цветом.

Какой псевдоним использовал Н. А. Некрасов для подписи первого сборника?

Варианты ответов:

Н. А.

Н. Н.

Н. А. Н.

Неизвестный

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и изученном в предыдущих классах. С биографией Н. А. Некрасова мы знакомы ещё с начальной школы. Из материала к этому уроку вы узнали, при каких обстоятельствах и по чьему совету Н. А. Некрасовым был использован псевдоним для первого сборника.

Ответ:

Н. Н.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6