Литература. 6 класс

Урок 21. И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы крестьянских детей

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок 21

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы крестьянских детей

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с героями рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»;
  • анализ образов крестьянских детей;
  • авторский метод описания крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

Тезаурус

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: учебник: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 288 с.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 с.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл. / Рабочая тетрадь: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 с.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе // Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 с .
  3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 классы. — М.: Дрофа, 2007. — 79 с.
  5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5–6 классах / Практическая методика: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата обращения: 18.06.2019).
  • Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 18.06.2019).
  • Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 18.06.2019).
  • Поиск книг в электронных библиотеках Рунета [Электронный ресурс]. URL: http://www.eboogle.net/
  • (дата обращения: 18.06.2019).
  • Все книги России, библиографический каталог [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 18.06.2019).

Материал для самостоятельного освоения темы

Как мы помним, рассказчик-охотник набрёл на костёр на лугу, вокруг которого находились юные пастухи, крестьянские мальчишки, сторожившие пасущихся лошадей.

Чтобы скоротать время, мальчишки рассказывают разные истории, поверья, легенды, были и небылицы.

Охотник-рассказчик с интересном наблюдает за ними и дает подробные описания.

Благодаря этим портретам мы не только представляем, как выглядели ребята, но как они жили, какими были их семьи: богатыми или бедными, узнаём о жизни крестьянского мальчишки того времени.

Рассмотрим, какими увидел мальчиков рассказчик.

Федя, старший в компании. В отличие от своих друзей Федя из богатой семьи.

«...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы...» – пишет автор.

Особое внимание автор уделяет одежде:

«На нём была пестрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские...»

Почему Тургенев так тщательно подходит к описанию облачения персонажей? Надо сказать, что в литературе XIX века одежде уделялось пристальное внимание, так как она подчас много говорила о человеке.

Как раньше ходили крестьяне? Обычно это была рубаха-косоворотка, которую носили навыпуск поверх штанов (портков). Рубашка подвязывалась поясом.

Малыши донашивали одежду старших братьев и сестер, родителей.

Вот и мальчик чуть моложе Феди, Павлуша, по словам автора: «...одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов...»

Илюша – видно, что мальчик из семьи, где есть достаток, так как на нём новые лапти.

Про Костю рассказчик отмечает, что он и одет был бедно, и выглядел болезненно.

Самый же младший, Ванечка, – его, накрытого рогожкой, даже не сразу заметил охотник, – был явно одет с чужого плеча, всё ему было не по размеру.

Одно общее у детей – это суеверия. Близость с природой наложила на их мировоззрение свой отпечаток. Они верят в духов, водяных, леших, и эти верования становятся основой страшных историй, рассказанных у костра.

Как водится, кто-то испуганно жмётся поближе к костру, опасаясь незримых духов леса и омута, а кто-то храбрится. Тургенев отмечает, что у детей разные, уже сформировавшиеся характеры и даже есть какая-то уже взрослая мудрость в их суждениях.

Так, например, Павлуша как-то по-взрослому обреченно говорит: «Своей судьбы не минуешь». И он оказывается прав. Автор с искренней грустью упоминает о трагической гибели Павлуши. Мальчик погибает, не утонув в воде, как по суеверию мог был подумать читатель, а разбивается, упав с лошади.

Рассказывая о крестьянских мальчишках, Тургенев мастерски показывает нам целый мир, крестьянский мир, где есть свои горести, радости, заботы и тревоги. И есть свои устоявшиеся правила, которым следуют мальчики.

Разбор заданий тренировочного модуля:

лучезарное солнце, свежая струя, красноватое отражение, угрюмый мрак, прозрачный сумрак, стальные отблески синеватой, воздушной пустоты, томительный и свежий запах, карась серебряный, бесчисленные золотые звезды, жидкий ветерок

Автор употребляет в рассказе такие фразы, как называется это художественное средство?

Варианты ответа

Олицетворение

Метафора

Гипербола

Эпитет

Нужно вспомнить, что известно о выразительных средствах и выбрать верное. Здесь верный ответ – эпитет.

Язык рассказа

Установите соответствие.

В рассказе употребляются непривычные для современного языка слова, соотнести их с определениями.

Для выполнения задания можно обратиться к тезаурусу.

Правильный ответ выглядит так:

бучило

омут, яма с водой

онучи

обмотка под лапти, вместо носка или гольфа

ягдаш

охотничья сумка

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6