Литература. 6 класс

Урок 11. Тема дороги в лирике А. С. Пушкина

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 11

Тема дороги в лирике А. С. Пушкина

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с особенностями изображения темы дороги в лирике А. С. Пушкина на примере стихотворений «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...», «Телега жизни»;
  • развитие представлений обучающихся о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;
  • формирование навыка анализа лирического текста.

Тезаурус

Борзый (уст.), прил. – скорый, резвый.

Верста (уст.), сущ. – верстовой столб.

Докучный (уст.), прил. – наводящий скуку, надоевший.

Долгий (уст.), прил. – протяжный, медленный.

Лирика – это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. : рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе.: поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Информационно-образовательный портал Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (Дата обращения: 22.06.2019);
  2. Информационно-образовательный портал Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (Дата обращения: 22.06.2019);
  3. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (Дата обращения: 22.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения о дороге. Мотив пути – значимый для поэта мотив, в нём отражены конкретные реалии его биографии, поездки и путешествия.

Поэту приходилось много ездить, бывал он на Кавказе, любовался пейзажами Грузии и Молдавии, глотал пыль оренбургских степей, под монотонный звон почтового колокольчика проехал всё Поволжье, мок под проливными дождями на крымской дороге.

Дорога для поэта – это тема жизненного пути. В творчестве скитальца Пушкина присутствует тема бесконечного движения.

Но особенные чувства вызывали у поэта зимние поездки. Бесконечные снежные просторы, удалая тройка, мерное позвякивание колокольчика под дугой лошадей. И даже дорожная скука, однообразные песни ямщика были милы поэту и дарили ему особый настрой:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Стихотворение «Зимняя дорога», написанное в декабре 1826 года, вовсе не пейзажная зарисовка, а размышление человека о своём жизненном пути. Казалось бы, жизнь лирического героя зашла в тупик:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

Зимняя дорога пуста, но путь не потерян, он отмечен вёрстами и есть надежда доехать до тёплого ночлега. Жизнь героя, как и жизнь самого поэта, полосата: чередуется плохое и хорошее.

Лирический герой полон печали, внутренней тревоги. Пейзаж лишь усиливает душевное состояние героя. Зимняя дорога героя произведения представляет противопоставление образов.

Слова «печальные поляны», печальный свет луны, «однозвучный колокольчик», «сердечная тоска», «глушь и снег» передают грусть, тоску.

Им противопоставлены образы, связанные с ожидаемой остановкой, на которой герой попадёт к домашнему очагу. Знаками желанного мира дома становятся имя героини и камин:

Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Произведение оптимистично, наполнено ощущением радости от движения, надеждой на лучшее.

Мотив дороги прослеживается и в стихотворении «В поле чистом серебрится…».

«Светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой», – это привычная для поэта картина вызывает в душе умиротворение и покой.

Скука, являющаяся постоянной спутницей путешественника, не пугает лирического героя, он наслаждается обществом ямщика и обращается с просьбой к нему: «Пой: «Лучинушка, лучина, что же не светло горишь?».

Эта песня согреет сердце и вселит надежду в странствующего поэта.

«Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой», – эта пейзажная зарисовка созвучна настроению автора, который предаётся мечтам об уюте и тепле родного дома.

В произведении Пушкина «Телега жизни» жизнь представляется ездой в телеге, причём автор выбирает именно некомфортную телегу, которую подбрасывает на рытвинах и ухабах жизни.

Лирический герой размышляет о течении жизни. Жизнь для него – это движение в пространстве и времени, это путь от рождения до смерти.

Известный исследователь творчества Пушкина Дмитрий Дмитриевич Благой писал: «Телега жизни» представляет собой развёрнутую метафору, где утро, день, вечер и ночлег ассоциируются с соответствующими периодами человеческой жизни: детством, возрастом зрелости, пожилым возрастом и смертью».

Пушкину удалось создать картину непрерывности жизни: одни уходят, другие – рождаются, и телега их мчит по жизни. Поэт говорит нам: жизнь быстротечна, наполняйте смыслом каждый миг, цените каждую секунду, радуйтесь жизни.

Теоретический материал для углублённого изучения

Произведение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» можно отнести к жанру элегии, хотя присутствуют элементы пейзажной лирики. Но пейзажные зарисовки подчёркивают эмоциональное состояние лирического героя.

Элегия – (греч. elegia. от еlegos – жалобная песня) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Тоску, уныние героя поэт раскрывает при помощи эпитетов «печальные», «однозвучный», «скучный».

Усиливают унылое настроение ряды однокоренных слов, которые подчёркивают однообразие бесконечно длинной зимней дороги: «печально», «печальные», «скучно», «скучной», «скучен».

Элегическая печаль стихотворения – это результат философских раздумий о жизни.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания

По отрывку узнать произведение. Подчеркните верное.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На песчаные поляны

Льёт печально свет она

«Зимняя дорога»

«Няне»

«Зимнее утро»

Это задание не представляет сложности и основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Стихотворение «Зимнее утро» учили наизусть в начальной школе, отрывок не из этого произведения. Вспомните, что на уроке разбирали произведение «Зимняя дорога», где слова «печальные поляны», печальный свет луны усиливают грусть-тоску лирического героя.

Верный ответ выбирается подчёркиванием:

«Зимняя дорога»

Множественный выбор

Выберите верное. Куда путешествовал А. С. Пушкин?

Кишинёв;

Одесса;

Старица;

Париж;

Лондон;

Оренбург.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. С биографией А. С. Пушкина мы знакомы ещё с начальной школы, поэтому знаем, что поэту не разрешали покинуть пределы Российской империи. На уроке было рассказано, какие города посетил поэт.

Правильные варианты ответы:

Кишинёв;

Одесса;

Старица;

Оренбург.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6