Литература. 6 класс

Урок 11. Тема дороги в лирике А. С. Пушкина

Лирика А. С. Пушкина

Подчеркните верное: По отрывку узнайте произведение:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

«Зимняя дорога»

«Няне»

«Зимнее утро»

Биография А. С. Пушкина

Куда путешествовал Пушкин?

Работа с текстом стихотворения

Восстановите рифмы стихотворения А. С. Пушкина «В поле чистом серебрится…»

В поле чистом

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной ,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные

Звонкой песни удалой.

Лексика стихотворения

Выберите из текста стихотворения слово или словосочетание, соответствующее изображению на картине, впишите его под изображение.

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

Вёрсты полосаты
Глушь и снег…
Тропы (выразительные средства) в лирике А. С. Пушкина

Вспомните, как называется изображение неживой природы как живого существа. Прочтите строку и определите троп:

Отуманен лунный лик.

Олицетворение

Сравнение

Эпитет

Средства выразительности

Добавьте в таблицу верное определение средства выразительности:

образное определение предмета, выраженное прилагательным сопоставление двух предметов посредством сравнительных союзов (изображение одного явления с помощью сопоставления с другим). переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета (явления) с другим.
эпитет
сравнение
метафора
Работа с текстом

Строки из стихотворения расположены неправильно, передвиньте их так, чтобы получилось законченное четверостишье.

Пробирается луна,

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Эпитеты

Выделите цветом эпитеты:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Зеленый
Тропы

Соотнесите определение средства выразительности и пример из стихотворения.

олицетворение

эпитет

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна…

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит …

Этапы жизни и творчества А. С. Пушкина

Впишите недостающее в тексте

Исследователь Пушкина П. П. Померанцев писал: «Значение путешествий Пушкина для развития его чрезвычайно велико, хотя, может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именно благодаря путешествиям было создано большое число творений великого поэта, благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…».

путешествий
творчества
дорог
Тропы: эпитеты

Выделите цветом эпитеты:

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Зеленый
Лирика Пушкина

Установите соответствие между строками из стихотворений А. С. Пушкина и названий:

«Телега жизни»

«Зимняя дорога»

«В поле чистом серебрится…»

Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальний вой.

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везёт, не слезет с облучка.

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она.

Мотив стихотворения А. С.Пушкина «Зимняя дорога»

Определите основной мотив стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Мотив пробуждения природы

Мотив пути

Мотив одиночества

Художественно-выразительные средства

Укажите, какой троп использовал автор в строках:

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6