Литература. 6 класс

Урок 13. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Старшее поколение в романе

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 13

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Старшее поколение в романе

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ об истории создания романа А. С. Пушкина «Дубровский»;
  • развитие представлений обучающихся о жанре романа;
  • формирование навыка сравнительного анализа персонажей на примере представителей старшего поколения произведения.

Тезаурус

Гувернёр – воспитатель.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Кульминация – это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом.

Стряпчий – ходатай по служебным делам.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Холоп – крепостной слуга.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Заплетать – заговорить негромко, неотчётливо (о тихом шелесте листьев).

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
  2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр.400
  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004, стр. 238
  3. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
  4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
  5. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254


Открытые электронные ресурсы:

  • Информационно-образовательный портал Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (дата обращения 23.06.2019)
  • Информационно-образовательный портал Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (дата обращения 23.06.2019)
  • Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (дата обращения 23.06.2019)
  • Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (дата обращения 23.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Среди прозы Александра Сергеевича Пушкина роман «Дубровский» занимает особенное положение. Рукопись этого произведения начинается не с заглавия, а с даты «21 октября 1832 года», то есть с того дня, когда Пушкин начал его писать.

Почему? Потому что автор так и не успел придумать название. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после смерти поэта в 1842 году.

В финале романа чувствуется незавершенность, а ведь так хочется узнать судьбу главных героев.

Известны черновые заметки писателя, содержащие наброски третьего тома: вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского и воссоединение любящих сердец.

Основой сюжета романа стало реальное событие, рассказанное Пушкину приятелем, Павлом Воиновичем Нащокиным.

Богатый сосед незаконно лишил земли и имения обедневшего дворянина по фамилии Островский. Не найдя справедливости, он вынужден был вместе со своими крестьянами пойти грабить.

Пушкину всегда был интересен человек, движение его души, поэтому эпизод сразу стал основой сюжета. Собирая материал для романа, Пушкин бывал в суде, где разбирались подобные дела помещиков Муратова, Дубровского, Крюкова. Там он и позаимствовал фамилию для своего героя.

Троекуров и Дубровский были соседями и давно приятельствовали.

«Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии», судьбы героев произведения были схожи. Имения их были по соседству, служили в одном полку, оба любили охотиться, женившись, рано овдовели, один растил сына, другой – дочь. Оба были горды и независимы, но Кирила Петрович поддерживал в себе эти чувства сознанием своего богатства и власти, а Андрей Гаврилович – осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.

«Старинному русскому барину» Троекурову все старались угодить, многие потворствовали его прихотям.

Дубровский был лишен подобострастия, хотя был беден, но держался независимо, был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником», чем и вызывал уважение бывшего сослуживца. Автор хочет донести до нас, что неограниченная власть над людьми, богатство уродуют людей: безнаказанность сделала Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, способным на подлости.

Разрушил их дружбу случай на псарне Троекурова. «Что же ты хмуришься, брат, – спросил его Кирила Петрович, – или псарня моя тебе не нравится?» – «Нет, – отвечал он сурово, – псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, – сказал он, – благодаря бога и барина не жалуемся, а что, правда, то, правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова».

Ссору двух приятелей нельзя назвать нечаянной, она была закономерной. Гордый Дубровский, не желающий превращаться в шута, замечание холопа расценил как оскорбление дворянской чести и не стал терпеть унижения.

Поначалу Троекуров хотел вернуть дружбу старого сослуживца, но, узнав, что Дубровский пытался наказать холопов Троекурова, воровавших у него лес, «вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе».

Желание наказать гордого, но бедного соседа заставляет Троекурова выбирать самый подлый способ мести – отобрать имение и сделать это под видом законности.

«Февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия.

В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника».

Так товарищи стали врагами.

В суде бывших приятелей встретили по-разному. При появлении Троекурова писари «встали и заложили перья за ухо. Члены суда встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности», Дубровскому даже не предложили присесть.

Сцена суда очень важная для понимания характеров героев произведения, это кульминация в истории ссоры соседей – помещиков.

Картина суда вызывает горечь и досаду, возмущение против совершающейся несправедливости.

Внезапное сумасшествие старика Дубровского помешало торжеству Троекурова, потому что ему не удалось увидеть унижений бывшего приятеля. Он отнял у него разум, но не смог сломить его честь и гордость.

Теоретический материал для углубленного изучения

Роман (фр. Roman – повествование) – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр авантюрно-приключенческого романа, появились произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Многие исследователи склонны считать произведение А. С. Пушкина «Дубровский» авантюрным романом.

Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Действительно, в данном произведении мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни – разорение Дубровских. Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Лента времени.

На ленте времени расположите события согласно датам, когда они происходили.

1832 г. – Пушкин начинает роман про благородного разбойника.

1837г. – Пушкин погибает на дуэли.

1842 г. – Впервые издается незаконченный роман А. С. Пушкина «Дубровский».

Нужно вспомнить изученный материал и распределить «события» по шкале времени в соответствии с указанными датами. Анализируем фразы и находим ключевые слова, например: «погибает на дуэли», «начинает роман», «незаконченный роман». Известное событие располагаем на ленте времени. Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Восстановите последовательность событий.

Ссора Дубровского и Троекурова.

Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.

Суд.

Сумасшествие Дубровского.

Похороны Андрея Гавриловича.

В этом задании нужно проанализировать пройденный материал или на основании самостоятельно прочитанного произведения дать ответ на вопрос. Итак, кульминационным моментом I главы была ссора соседей-помещиков, которые дружили много лет. Закончилась ссора – судом и незаконным отнятием Троекуровым имения у Дубровского. Этого Андрей Гаврилович Дубровский перенести не смог. У него помутился рассудок, и вскоре он умер.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6