Литература. 6 класс

Урок 14. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Младшее поколение в романе

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 14

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Младшее поколение в романе

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с представителями младшего поколения романа «Дубровский»;
  • развитие представлений обучающихся о жанре романа;
  • формирование навыка сравнительного анализа персонажей на примере представителей младшего поколения произведения.

Тезаурус

Гувернёр – воспитатель.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Кульминация – это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом.

Стряпчий – ходатай по служебным делам.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
  2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр.400
  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004, стр. 238
  3. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
  4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
  5. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254


Открытые электронные ресурсы:

  1. Информационно-образовательный портал Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (дата обращения 23.06.2019)
  2. Информационно-образовательный портал Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (дата обращения 23.06.2019)
  3. Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (дата обращения 23.06.2019)
  4. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (дата обращения 23.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В центре нашего внимания – интереснейшая сюжетная линия: любовь Владимира и Марьи Кирилловны.

Марья Троекурова – центральная фигура романа – росла без подруг, «отец любил её до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим её прихотям, то пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением». Проводила время в чтении и играх с Владимиром Дубровским, жившим по соседству, пока Андрей Гаврилович не отправил его учиться в столицу.

Владимир с восьми лет жил отдельно от отца, который его любил и баловал. Молодой человек «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем».

Весть о болезни отца очень напугала его, он «упрекал себя в преступном небрежении», взяв отпуск, помчался в родную Кистенёвку.

Сосед и бывший приятель Троекуров, мучимый совестью, приехал повиниться, но его приезд только ускорил смерть Андрея Гавриловича. При встрече с виновником смерти отца Владимир держался независимо и решительно, смерть отца заставила его повзрослеть.

20-летний хозяин Кистенёвки, которую незаконно отобрал Троекуров, решил сжечь имение, дабы она не досталась алчному соседу. Кузнец Архип умышленно закрыл дверь в доме, и чиновники погибли в огне.

После пожара в округе появились разбойники, которые грабили помещиков. Жители догадывались, что предводителем являлся молодой хозяин Кистенёвки, который вынашивал планы мести.

Владимир Дубровский случайно встретил на почтовой станции француза Дефоржа, который направлялся в имение Троекурова в качестве учителя. Дубровский заплатил 10000 рублей французу за документы, явился с ними в имение своего врага с твердым намерением отомстить. Следует отметить, что на тот момент о молодом Дубровском шла слава как о благородном разбойнике, который грабил только богатых.

Когда жена смотрителя узнала, что у них гостил Дубровский, она не испугалась, а журила супруга: «Я бы хоть взглянула на Дубровского, а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!»

Владимир Дубровский – олицетворение романтического героя.

Дубровский(под видом Дефоржа) покорил обитателей имения. «Все любили молодого учителя: Кирила Петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость».

Увидев дочь врага, и полюбив ее, Владимир отказался от мести и решил признаться.

Сердце Маши «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Зарождающее чувство еще больше испугало её, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский. Брак с князем Верейским «пугал её как плаха, как могила». «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Но случается беда, и Владимир опаздывает освободить Машу. А после венчания она делает нелегкий выбор. Маша отказывается бежать с Дубровским, так как она не может изменить клятве верности своему мужу, данной перед Богом, она теперь жена, она не может предать, хоть и нелюбимого, но мужа. Для нее честь и долг превыше всего.

Владимир искренне любит Марью Кирилловну, но поступить против её воли, причинить ей боль он не может, именно поэтому он не трогает князя Верейского. Маша обвенчалась с князем, и Владимир потерял её навсегда. Ему больше незачем здесь оставаться. Лагерь его обнаружен, он ранен и должен бежать. Дубровский стал разбойником поневоле. Он пошёл на это, потому что его лишили отца, выгнали из родного дома, и он хотел отомстить. Мстить он отказался, и ничто больше не держит его здесь, он покидает лагерь разбойников.

Теоретический материал для углубленного изучения

М. Горький в предисловии к изданию произведений А. С. Пушкина писал: «...рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина. Вместе с этим он явился основоположником того слияния романтизма с реализмом, которое и до сего дня характерно для русской литературы и придаёт ей свой тон, своё лицо».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите верное. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:

Учителя танцев

учителя словесности

француза Дефоржа

богатого жениха Маши.

Нужно вспомнить изученный материал и из списка выбрать один правильный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Итак, в дом своего врага Троекурова, виновного в смерти Дубровского-старшего, Владимир попадает обманом. Авантюра с переодеванием удалась благодаря французу Дефоржу, приглашенному Троекуровым для Саши, младшего брата Марьи Кириловны.

Правильный ответ: «Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом француза Дефоржа».

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Узнайте героев романа по описанию.

«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем...»

Владимир Дубровский

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Шабашкин

В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. В романе Андрей Гаврилович Дубровский не был расточителен, о расточительстве Шабашкина автор тоже не упоминал. Значит, остаются два персонажа – Владимир Дубровский и Кирила Петрович Троекуров. Из двух необходимо выбрать одного. Еще раз обратимся к заданию, перечитаем. Фраза «не заботясь о будущем» поможет определить героя. Беспечность свойственна тем, о ком итак заботятся. А мы помним, как Андрей Гаврилович Дубровский баловал сына. Значит, правильный ответ – Владимир Дубровский.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6