Литература. 6 класс

Урок 16. А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 16

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ об одном из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А. С. Пушкина;
  • развитие представлений обучающихся о повести как жанре;
  • знакомство с приёмами создания и раскрытия характеров главных героев повести «Барышня-крестьянка»;
  • формирование навыка сравнительного анализа персонажей.

Тезаурус

Дворяне – высшее сословие феодального общества, обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

Композиция художественного произведения – построение художественного произведения, соотнесённость всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Конфликт - это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций.

Крестьяне – подневольные люди, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам.

Кульминация – это элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых участвуют большое количество героев.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Усадьба – господский дом на селе со всеми постройками, садом, огородом.

Цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.

Экспозиция – начало произведения, представление героев.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  3. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва: Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 400 с.
  2. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  4. Влащенко В. Проблема отцов и детей в прозе Пушкина: Ст. в газете «Литература» N35-99 г. Cтp. 11.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007, стр. 79.
  6. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  7. Ерёмина О. А. Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в журнале «Литература в школе» N 1-99 стр.48.
  8. Панкратова П. Е. Обобщающий урок в 5-м кл. по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» ст. в газете «Литература» N 35-99 стр.12.
  9. Полянских Н. Н. Повесть Пушкина «Станционный смотритель» ст. в журнале «Литература в школе» N 5-99 стр.50.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Информационно-образовательный портал Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (Дата обращения 12.07.2019);
  2. Информационно-образовательный портал Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (Дата обращения 12.07.2019);
  3. «Повести Белкина».Сайт об А.С. Пушкине URL: https://poetpushkin.ru/proza/povesti-belkina (Дата обращения 12.07.2019);
  4. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (Дата обращения 12.07.2019);
  5. Официальный сайт «Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» URL: http://www.boldinomuzey.ru/index.php/20-visitors/38-ekskursii (Дата обращения 12.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Три вдохновенных осенних месяца, проведённых в Болдине, вошедших в историю российской культуры под названием «Болдинская осень», были ярчайшим периодом жизни и творчества поэта.

Пушкин получает благословение родителей на брак с мадемуазель Натали Гончаровой и в дар часть имения в Нижегородской губернии. Чувства переполняют его, он полон планов, он жаждет семейного счастья, он хочет быть независимым и свободным. Для устройства наследственных дел Пушкин едет на короткое время в имение, надеясь управиться за месяц, но быстрое распространение холеры и введённый карантин не позволяют ему покинуть Болдино.

Осень, вдохновляющая и вызывающая у поэта прилив творческих сил, всегда была любима поэтом. «Нигде мне так хорошо не пишeтcя, как осенью в деревне», – говорил он часто.

Соединение фантазии, вдохновения и тишины, необходимой для раздумий, а также тревожного волнения, рождаемого чувством приближения семейной жизни, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъёмом.

Болдинская осень – уникальное культурное явление, метафора небывалого творческого плодородия.

Пушкин в письме своему другу Петру Алексеевичу Плетнёву пишет: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал». В эти дни он закончил роман «Евгений Онегин», несколько драматических сцен, поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина».

Первое пушкинское произведение в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» выходят в свет в 1831 году. Поэт приписывает свои повести вымышленному автору, а себе отводит скромную роль их издателя, ограничившись к тому же инициалами.

Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

«Выстрел»;

«Метель»;

«Гробовщик»;

«Станционный смотритель»;

«Барышня-крестьянка».

Жизненный материал, лёгший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. Белкин же перекладывает на бумагу истории, которые ему рассказывали другие лица: титулярный советник рассказал «Смотрителя», «Выстрел» рассказан был ему подполковником, «Гробовщик» – приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» – молодой особой. Тем самым Пушкин создаёт иллюзию фактического существования и рукописи, да и самого Белкина.

«Барышня-крестьянка» – это последняя повесть из цикла, где в интригующем названии Пушкин совмещает противоположные понятия: «барышня» – девушка из знатной семьи, представительница высшего сословия; крестьянка – из низшего.

В начале повести – экспозиции – автор знакомит нас с родителями главных героев.

Иван Петрович Берестов – типичный представитель русского дворянства, которые из патриотичных побуждений ведут хозяйство по русскому образцу, принимают гостей, занимаются лошадьми, собаками, ничего не читают, кроме «Сенатских Ведомостей», а разбогатев, раздуваются от собственной гордости. Самостоятельно вырастив сына Алексея, отправляет его учиться за границу в Геттингенский университет.

Пушкин использует антитезу, чтоб читатель ярче увидел различия между помещиками.

Григорий Иванович Муромский – «настоящий русский барин»: «…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…». По мнению многих, жил не по средствам, неразумно вёл хозяйство, обрастал долгами, но был хорошим отцом и благоразумно воспитывал дочь.

Герои живут по соседству, но дружбы между ними нет. В их ссоре виновны были соседи, которые своим пересудами настроили их друг против друга.

Чётко построенная экспозиция предупреждает внимательного читателя о предстоящем серьёзном противостоянии.

Завязкой произведения является знакомство служанки Лизы с молодым барином, который был завидным женихом, был «удивительно хорош», и не чурался крестьянок, играя с ними в горелки.

Заинтересованная рассказами служанки Насти об Алексее, Лиза, дочь Муромского, захотела взглянуть на молодого человека, но вражда их отцов делала их знакомство невозможным.

Тогда она решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» познакомиться с Берестовым – младшим.

Лиза представилась Алексею Акулиной, дочерью кузнеца.

С момента их знакомства «...не прошло ещё и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблён без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его. Оба они были счастливы настоящим и мало думали о будущем...».

Кульминации предшествует один немаловажный случай, приведший к примирению враждующих семей: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым-старшим.

Кульминация повести – приезд Берестовых в имение Муромских – чревато разоблачением Лизы-Акулины, и она, заручившись обещанием отца ничему не удивляться, преображается во француженку при помощи белил и румян мадам Жаксон. Алексей не узнаёт в Лизе свою смуглянку-Акулину.

Но новая беда подстерегает влюблённого юношу: Алексей узнаёт о замысле отца женить его на этой жеманной девице Муромской.

Берестов-младший, не привыкший перечить отцу, хочет сообщить Лизе, что любит Акулину и упросить её отказаться от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием.

Особенностью повести является открытый финал, сам автор говорит: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Причём, в отличие от романа «Дубровский», здесь финал остался открытым намеренно.

Повесть заканчивается, развязку каждый из вас представит по-своему. Читатель искренне радуется за героев повести и предполагает их дальнейшую счастливую судьбу.

Теоретический материал для углублённого изучения

Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объёму.

Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы-события, которые видел или слышал рассказчик.

Жанровые особенности повести:

1. В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объём не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания

Подчеркните верное. Сколько произведений объединяет цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

3

5

7

После прочтения списка, вспоминаем, книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

«Выстрел»;

«Метель»;

«Гробовщик»;

«Станционный смотритель»;

«Барышня-крестьянка».

Правильный ответ: 5

Лента времени.

На ленте времени расположите события согласно датам, когда они происходили.

1830 г. – осень, проведённая Пушкиным в имении Болдино (Болдинская осень);

1831 г. – выходят в свет «Повести Белкина»;

1837г. – Пушкин погибает на дуэли.

Нужно вспомнить изученный материал и представленные фразы распределить по шкале времени в соответствии с указанными датами. Анализируем фразы и находим ключевые слова, например, «погибает на дуэли», «Болдинская осень». Располагаем на ленте времени. Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6