Литература. 6 класс

Урок 18. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

История создания баллады

Выберите один правильный ответ.

В каком году была написана баллада «Три пальмы»?

Образы стихотворения

Выберите правильные ответы.

Какие образы-герои встречаются в балладе «Три пальмы»?

Сюжет стихотворения

Почему три пальмы обратились к Богу?

Анализ произведения

Установите соответствия.

Соотнесите вопросы и ответы по стихотворению «Три пальмы».

Какой поступок был совершён проходившими по пустыне людьми?

Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

Какова же цена совершённого людьми поступка?

Был совершён необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Определи, какому поэту принадлежат те или иные строки.

И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей.
А если корень иссушится, – Не станет дерева, ни вас.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.
«Три пальмы»

Вспомните строки стихотворения «Три пальмы». Подставьте в данный фрагмент пропущенные слова.

Вот к пальмам подходит, шумя, :

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися ,

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных ,

И щедро поит их студеный .

Работа с текстом

Подчеркните в тексте слова, которых не было в авторской версии стихотворения.

Когда же на запад умчался дождь,

Урочный свой путь совершал человек;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь уголь седой и холодный;

И луна остатки сухие дожгло,

А ветром их в леса потом разнесло.

Эпитеты

Найдите в тексте эпитет и выделите его.

Столбом уж крутился песок золотой

Оранжевый
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Дополните фразы.

Место в пустыне, где есть растительность и вода – .

Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи) – .

Выделяться цветом – .

Маленькая лодка – .

Выражать недовольство, обиду, сетовать – .

караван
пестреть
роптать
челнок
оазис
Тропы в стихотворении

Какое изобразительное средство используется в данном фрагменте? Выделите цветом правильный ответ.

И шёл, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок. 

Фразеологизм, эпитет, сравнение 

Зеленый
Термины

Выберите правильный ответ

Метафора

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения

Воплощение чего-нибудь в образе живого существа

Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Подставьте пропущенные слова.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал ;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь седой и холодный;

И остатки сухие дожгло,

А их в степи потом разнесло.

Работа с текстом произведения

Восстановите последовательность строк стихотворения Михаила Лермонтова «Три пальмы».

От знойных лучей и летучих песков.

Родник между ними из почвы бесплодной,

В песчаных степях аравийской земли

Хранимый, под сенью зелёных листов,

Журча, пробивался волною холодной,

Три гордые пальмы высоко росли.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Соотнесите пример из текста с тропом.

эпитеты

метафоры

сравнения

олицетворения

звучный ручей
песок крутился столбом
люди – «малые дети
родник пробивался

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6