Литература. 6 класс

Урок 28. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 28

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • фрагменты биографии А. П. Чехова и его творчество;
  • главные действующие лица рассказа «Толстый и тонкий»;
  • характеристика и нравственная оценка героев;
  • речевая характеристика персонажей;
  • ирония, юмор, сатира в рассказе.

Тезаурус

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Ирония – насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств, противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы.

Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

Лютеранка – последовательница лютеранства (лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, провозглашённое Мартином Лютером).

Флёрдоранж – настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный плод), использовалась как туалетная вода.

Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Вельможа – знатный и богатый сановник, то есть крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Херес – сорт крепкого виноградного вина.

Душонок – милый, приятный человек.

Герострат – житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки.

Эфиальт (предатель) – сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье в тыл спартанцев.

Приватно – неофициально.

Коллежский асессор – один из младших рангов чиновников.

Статский советник – ранг чиновника среднего звена.

Тайный советник – один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Литература

Обязательная литература:

1. Полухина В. П. «Литература» для 6 класса / Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 307.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009, стр. 414.

4. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» / – Волгоград: Учитель, 2015, стр. 324.

5. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС / – М.: «Экзамен», 2016, стр. 63.

6. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017, стр. 144.

Открытые электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 16.06.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 16.06.2019)

3. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? Он родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке.

После окончания гимназии Антон Чехов начал обучение в Московском университете на медицинском факультете. Получив диплом врача, он занялся врачебной практике.

Ещё на первом курсе состоялся литературный дебют Чехова. Он отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Льва Николаевича Толстого.

Антон Павлович Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей он написал несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», как выразился сам писатель в письме к издателю.

У Чехова было две любимые собаки породы такса. У них были необычные имена с медицинским уклоном: Бром Исаевич и Хина Марковна.

В 1890 г. Чехов побывал на Сахалине. Это было место ссылки осуждённых. Чуть позже он посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию, Италию, Францию.

Рассказ «Толстый и тонкий» был написан в 1883 году. Название произведения даёт намёк на безликость образов главных персонажей, а значит, их обобщённость.

Реалистичность сюжета вполне обоснована.

Друзья детства не связаны служебными отношениями, но тонкий лебезит перед толстым «по привычке», ведь толстый занимает высокую должность.

Современники восприняли рассказ позитивно, как достойное «художественное отражение пороков общества». Название произведения построено на антитезе (противопоставлении), антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физическую, но и духовную.

Противопоставлены не только образы главных героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило).

Большое значение в рассказе имеют диалоги двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Тема и идея рассказа взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими.

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых».

«Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

«Толстые» привыкли жить просто и легко, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом

Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально «нездоровым» человеком. Он привил даже своему ребёнку раболепные взгляды.

Антон Павлович Чехов пытается вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Самоуважение – это основа личности.

Чехов, как врач, видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Теоретический материал для углублённого изучения

Дед Антона Павловича Чехова был крепостным, а сам писатель отказался от потомственного дворянства. Егор Михайлович Чехов, дед писателя, смог выкупить себя и свою семью на волю. Впоследствии его знаменитый внук никогда не забывал о своём происхождении. При этом в 1899-м году, когда император Николай II своим указом присвоил писателю титул потомственного дворянина и орден Святого Станислава третьей степени, Антон Павлович эту привилегию не принял.

У Чехова было около пятидесяти псевдонимов. Один из них известен всем со школьных времён – Антоша Чехонте. Ещё были: Шиллер Шекспирович Гёте, Шампанский, Брат моего брата; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Человек без селезёнки; Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачёв… Позже сложилось так, что серьёзные произведения Чехов публиковал под своей фамилией, а юмористические по-прежнему подписывал псевдонимами.

Всю жизнь Антон Павлович Чехов занимался благотворительностью. Например, в Мелихове, где купил себе имение, организовал врачебный пункт, в котором каждый день, начиная с пяти часов утра, принимал больных и снабжал их лекарствами. В 1892 году во время эпидемии холеры писатель работал санитарным врачом от земства. Но одной только врачебной деятельностью Антон Павлович Чехов не ограничивался. Он собирал средства для нуждающихся, строил школы.

В честь писателя назван астероид в главном астероидном поясе и кратер на Меркурии. А ещё город, издательство в Нью-Йорке, множество учебных заведений… Музей Чехова есть даже на Шри-Ланке – во время путешествия из Сахалина в Одессу писатель на несколько дней задержался в Коломбо.

Восстановление последовательности элементов вертикальное / горизонтальное

Восстановите последовательность действий в поведении тонкого.

Расположите в правильной последовательности действия тонкого при встрече с приятелем.

Задание основано на знании текста рассказа. Вспоминаем сюжет произведения. И восстанавливаем последовательность действий.

Правильные ответы:

«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены».

«Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!»

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры».

«Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с».

«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»».

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Прочитайте предложенные варианты ответов и заполните таблицу.

В задании нужно соотнести термин и определение. Это можно сделать, опираясь на полученные знания на прошлых роках, либо прочитав материал для самостоятельного изучения, а также обратившись к тезаурусу.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

Ирония

Антитеза

Художественная деталь

Горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Физическая и духовная противоположность героев произведения.

Описание внешности героев и их поведения через отдельные детали, которые помогают читателю многое понять.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6