Литература. 6 класс

Урок 31. А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

Конспект урока

Литература

6 класс

А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве А. К. Толстого;
  • выявить отношение поэта к природе;
  • определить роль выразительных средств языка;
  • определить стихотворный размер, рифму, приёмы звукописи.

Тезаурус

Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.

Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.

Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай.

Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.

Пейзажная лирика – это жанр, нашедший своё воплощение во многих видах искусства, но наиболее ярко он проявлен в живописи, литературе и музыке.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. Литература. Учебник 6 класс.: часть 1, 2. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Ерёмина О. А. Литература 6 класс.: Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В. П. Полухиной и др.: – Москва: Экзамен, 2008. 348 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Толстой Алексей Константинович: http://tolstoy-a-k.lit-info.ru/ (Дата обращения: 25.06.2019);
  2. К уроку литературы: http://literatura5.narod.ru/ (Дата обращения: 25.06.2019);
  3. Брянский государственный краеведческий музей: http://bgkm.ru/filialy/memorialnyj-muzej-a-k-tolstogo (Дата обращения: 25.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хотя Алексей Константинович Толстой писал стихотворения практически всю свою жизнь, публиковать он их начал гораздо позднее, чем свои прозаические произведения. При жизни вышел только один сборник стихов в 1867 году, когда ему исполнилось уже 50 лет. В журналах 1850–1860-е годы были опубликованы некоторые его стихотворения, которые сразу же приобрели широкую популярность: «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы».

Его стихотворения о природе почти всегда имеют подтекст. В них слышатся и отголоски народных песен, и намёки на романтические образы и мотивы страшных легенд и поверий. И это не удивительно, ведь Алексея Толстого считают родоначальником русской готической прозы (о вампирах). Может поэтому поэт и на природу смотрел под особым углом зрения, и она для него была не только прекрасной и очаровательной. Например, побывав в Крыму в 1856 году, он напишет цикл «Крымские очерки», где в одном из стихотворений будет нелестно описывать приусадебный пейзаж имения дяди:

Приветствую тебя, опустошённый дом,

Завядшие дубы, лежащие кругом,

И море синее, и вас, крутые скалы,

И пышный прежде сад – глухой и одичалый!

Никакого умиления, никакого очарования, уныние, опустошение, увядание…

Впрочем, иногда настроение у поэта меняется, и появляются другие нотки. Например, в стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина представляется ему полем со степными скакунами и одновременно сказочным дремучим бором:

Край ты мой, родимый край,

Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Точная дата создания стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» не известна. По одним данным, это могло быть в 1840-м, по другим в 1849 году. Действие в произведении происходит летним жарким днём:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

Но читателя сразу настораживает вторая строфа, в которой весёлые стрекозы зовут поиграть дитя, «пока не проснулася мать». Зазывая ребёнка своими красивыми спинками, крылышками, песенками, они увлекают его всё дальше и дальше:

«Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно –

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!»

Вроде бы идиллическая картина, но слово омут накладывает определённый оттенок. Это слово-символ. Синоним к слову «омут» – бучило. Помните, как в «Бежином луге» Тургенева Павлуша рассказывает о гибели Акима-лесника: «В этом бучиле Акима-лесника утопили воры, – заметил Павлуша, – так, может быть, его душа жалобится».

Слово «омут» в стихотворении – это и мир стрекоз и грёз, и мир потусторонний жуткий. И уже веет холодом от этого места…

Определяя жанр произведения, можно сказать, что Толстому удалось создать стихотворение со сказочным мотивом, где соединяется фантастика и реальность. Стоит отметить, что изначально финал стихотворения был трагическим, как и положено балладе. Но автор убрал последние четыре строфы и оставил открытый финал. После сокращения финала, остаётся только сказочно-балладное повествование.

Какие выразительные средства использует автор?

Эпитеты«летнее солнце», «весёлый хоровод», «бирюзовые спинки», «песчаное дно», «отлогий берег». Метафоры трепещут былинки. Олицетворения: стрекозы ведут хоровод, более того они разговаривают в стихотворении.

Стрекозы у Толстого полноценные персонажи, они ведут диалог с ребёнком, повелевают, побуждают идти к омуту, более того – они разговаривают в стихотворении.

Из-за того, что автор сократил финал, мы можем только догадываться о том, что же случилось или может случиться с ребёнком. Идея же стихотворения – беспечность может быть роковой. В данном случае речь идёт о спящей безмятежно матери.

Теоретический материал для углублённого изучения

Толстой прекрасно владел немецким языком. Он не только переводил Гейне и Гёте на русский. Но собственные произведения нередко писал сначала на немецком языке, а потом переводил на русский. Некоторые исследователи его творчества считают, что ранняя лирика – это дань немецкому романтизму. В лирике А. Толстого очевидно выраженное тяготение к фантастике, устремлённость к высотам духа, погружение в мир сновидений, все пронизывающий контраст мечты и реальности, то есть: «двоемирие».

Дополнительный материал

24 августа (5 сентября) 1817 года родился Алексей Константинович Толстой в Петербурге, в семье графа К. П. Толстого и А. А. Перовской, воспитанницы (внебрачной дочери) графа А. К. Разумовского. Родители очень рано развелись, мальчику не исполнился ещё и год. После их развода мать увезла Алексея в своё имение Блистова Черниговской губернии. Позже увозит сына в имение брата Алексея Алексеевича Перовского – Погорельцы – Сосницкого уезда, а затем – в Красный Рог Мглинского уезда, которое находится в Брянской области до сих пор. Здесь мальчик и провёл всё своё детство.

Алексей Алексеевич Перовский (Погорельский) был дядей Толстому, который посвятил ему сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Именно Алексей Алексеевич стал воспитателем мальчика.

Вспоминая село Блистова в имении матери, А. К. Толстой писал:

Бор сосновый в стране одинокой стоит;

В нём ручей меж деревьев бежит и журчит.

Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу вспоминать старину…

Про имение дяди он писал: «Красный Рог не Рим, но очень красив». Дворянская усадьба в Красном Роге была основана во второй половине XVIII века графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, прадедом писателя. Алексей Толстой любил бывать в имении, после ухода с государственной службы остаётся здесь навсегда.

Получив домашнее образование, Алексей Константинович поступает на словесное отделение Московского университета, заканчивает его в 1836 году, а с 1834 года служит в Московском архиве Министерства иностранных дел. В 30-40 годах посетил Италию, Францию, Польшу, Германию, где встречается с Гёте. В это же время исполняет государственную службу, которая впоследствии ему надоела, и только в 1861 году пишет письмо Александру II с прошением об отставке. «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор». Толстой добивается отставки: «Уволен от службы, по домашним обстоятельствам, прежним чином статского советника, которым он служил до поступления на военную службу, с назначением на должность егермейстера».

Дядя Толстого, воспитывая племянника, старался прививать любовь к творчеству. В шестилетнем возрасте мальчик начал писать стихи. Алексей Константинович писал: «Моё детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделённый весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на мою жизнь».

И всё-таки первое произведение, которое было издано в 1841 году, оказалось прозаическим. Это была фантастическая повесть «Упырь». Издаёт Алексей Константинович повесть под псевдонимом Краснорогский. Нетрудно догадаться, что взят псевдоним по названию имения Красный Рог. Критик Белинский благосклонно отзывается о повести.

С 1854 года Толстой печатается в журнале «Современник», где соавторами являются братья Жемчужниковыми. Стихи и пародии подписываются именем вымышленного автора Козьмы Пруткова. В конце 1850-х сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». Кто же он – таинственный Козьма Прутков?

Козьма Петрович Прутков – писатель, которого никогда не существовало.

Это объединение писателей, их литературная маска, под которой они выступали в 50—60-е годы XIX века.

В этот творческий союз входили поэты: Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Интересны сведения о месте рождения Козьмы Пруткова. Некоторые исследователи считают, что это имение Красный Рог. Другие утверждают, что это деревня Павловка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Липецкой области), принадлежавшей богатому елецкому помещику Михаилу Жемчужникову – отцу поэта и драматурга Алексея Жемчужникова. И есть те исследователи, которые приписывают местом рождения Козьмы Пруткова усадьбу Пустынька на речке Тосне. Эта усадьба была куплена матерью Толстого. С 1850 года Алексей Константинович стал полноправным её владельцем после смерти матери.

Толстой обладал незаурядным талантом. Он писал не только прозу, но и стихи, баллады, былины, притчи, увлекался историей. Им написано несколько исторических романов. Один из них – это роман «Князь Серебряный», изданный в 1863 году и принёсший славу писателю при жизни. В романе описана эпоха Ивана Грозного – страшное время опричнины.

Создавая баллады, былины и притчи, Толстой опирается на устное народное творчество. Причём, не копирует известные сюжеты, а привносит своё видение и понимание.

Алексей Константинович Толстой скончался (28 сентября) 10 октября 1875 года в cеле Красный Рог Черниговской губернии.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Задание: установить соответствие между жанрами и произведениями поэта.

К какому жанру относятся данные произведения: «Князь Серебряный», «Князь Михайло Репнин», «Колокольчики мои».

Даны жанры: стихотворение, баллада, роман.

Нужно вспомнить изученный материал и установить соответствие. Задание основывается на знании творчества поэта. Верные ответы:

Роман

Баллада

Стихотворение

«Князь Серебряный»

«Князь Михайло Репнин»

«Колокольчики мои»

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Нужно вставить вместо пропуска в четверостишии (строфе) выразительное средство языка – сравнение:

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки____________!

Верный ответ: Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Задание проверяет знание выразительных средств языка, умение анализировать стихи, развивать память и эстетическое восприятие.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6