Литература. 6 класс

Урок 43. С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 43

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с пейзажной лирикой С. А. Есенина на примере стихотворений «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»;
  • развитие представлений о жанровом своеобразии, идее и лирическом герое произведений.

Тезаурус

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке.

Венка – двухрядная гармонь.

Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Мелколесье – редкие насаждения кустарников.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались, и их можно было услышать далеко.

Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.

Чахленькая – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.
  2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Москва : Паритет, 2007. 320 с.
  3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 288 с.
  4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум - М., 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева.-Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лирика Сергея Есенина уникальна по своей мелодичности и проникновенности.

Недаром на его стихи так много написано романсов. Истоки этой напевности, несомненно, в той атмосфере, которая окружала поэта с детства: мелодичные народные песни, потрясающие пейзажи и огромная любовь к нему его бабушки и дедушки.

Мы часто видим, что у многих поэтов было не слишком радостное детство.

У Сергея Есенина детство, можно сказать, было счастливым. Несмотря на то, что родители его расстались, он был обласкан любовью и заботой.

Если у Александра Сергеевича Пушкина человеком, который его беззаветно любил, была его няня, то у Есенина был дедушка – Фёдор Андреевич.

Именно он учил маленького Серёжу писать и читать и снисходительно смотрел на всего шалости, а будущий поэт был озорным ребёнком. Наверно, в этом счастливом детстве и заложены истоки бескрайней любви поэта к своей Родине, как к рязанскому селу Константиново, так и к России в целом.

Поэтому русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.

«Мелколесье. Степь и дали...» было написано в 1925 году при очередном посещении села Константиново после долгой разлуки. Это трогательный монолог-признание лирического героя. Перед читателем внезапно открывается «чахленькая местность» с неприглядной, но любимой навек дорогой. Этот неказистый, но дорогой сердцу пейзаж пробуждает в поэте чувства восхищения, трогательной нежности:

«…берёзке каждой

Ножку рад поцеловать»...

Увидев родные просторы, лирический герой вспоминает самые яркие впечатления детства: наигрыши гармошки и частушечные напевы, в ритме, которого и написано стихотворение – признание в любви.

Всё вокруг наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «звонами мёрзлых осин», наигрышем венки – двухрядной гармони.

Поэт показывает нам русскую глубинку с её неизменными фольклорными образами: берёзки, тройка с бубенцами.

«Неприглядная дорога», по которой ездил «всякий русский человек», любима поэтом. Именно она ведёт его к родным местам, которые он любит, гордится и по которым безмерно скучает.

Став знаменитым поэтом, Есенин не отрёкся от своих корней, а с гордостью произносит, объясняя свою близость к природе своим крестьянским происхождением:

«У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын...».

Известный поэт жил в столице, вращался в богемной среде, часто бывал за рубежом, но готов забыть всё ради поездки в дорогое его сердцу Константиново:

«Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт».

Тем самым он утверждал сопричастность к этой чахлой, но бесконечно любимой рязанской местности.

Стихотворение «Пороша», написанное поэтом в 1914 году, является образцом пейзажной лирики.

Пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега.

В стихотворении мы встречаем лирического героя, который счастлив от созерцания зимнего леса, он восхищён родным пейзажем. Природа служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

«Дремлет лес под сказку сна», вокруг тишина, так тихо, что слышно даже цоканье копыт. И мы попадаем в сказку, в таинственный, волшебный лес, где может случиться всякое. Заколдованный невидимкою, лес манит нас. Вот сосна-старушка «повязалася белою косынкой» и «оперлася на клюку». Сравнения, олицетворения «вороны раскричались», «лес дремлет» передают красоту, зачарованность зимнего леса.

Стук дятла возвращает нас из сказки. Но наслаждение красотой родной природы не пропало.

Метафоры «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «снег стелет шаль» придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто оживает. Мир природы необыкновенно богат и красочен.

И лирический герой взывает человека радоваться встрече с красотой, с прекрасным. Это идея стихотворения.

Теоретический материал для углублённого изучения

Алгоритм анализа стихотворения:

  1. Прочитайте стихотворение несколько раз.
  2. Узнайте сведения об авторе произведения.
  3. Найдите материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы).
  4. Какую картину рисует поэт? Представьте её себе, запишите, что представили.
  5. Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найдите слова в переносном значении, сравнения, подчеркните их в стихотворении, дайте им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выделите главные, центральные образы.
  7. Подумайте, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения).
  8. Какие чувства вызывает стихотворение? Что вы представляете, когда читаете стихотворение?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте в отрывок из стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» пропущенные слова.

В стихотворении С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» мы представляем себе пейзаж, который видит поэт: мелколесье, степь, свет луны. Вставьте пропущенные средства выразительности:

_____________ дорога

зарыдали ______ бубенцы.

Анализируем фразу и находим ключевые слова «дорога», «бубенцы». Чтобы правильно вставить недостающее слово, необходимо понять, какой частью речи оно является. Задаём вопрос: дорога какая? Бубенцы какие? Вспоминаем, что на эти вопросы отвечает прилагательное, которое может выступать в роли определения и быть эпитетом.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильный ответ:

«неприглядная дорога

зарыдали разливные бубенцы»

Выделение цветом.

Выделите верное. Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»?

темой любви;

темой дружбы;

темой русской зимней дороги;

темой жизни и смерти.

После прочтения списка, вспоминаем, что в обоих произведениях поэт рисует зимний пейзаж. Поможет нам анализ названий (первые строчки) стихотворений: пороша – это верхний слой выпавшего с вечера или ночью снега; мелколесье. Степь и дали…– можно предположить, что речь идёт о дороге.

Обобщая всё, делаем вывод, что правильный ответ – «темой русской зимней дороги».

Выбор осуществляется выделением цветом правильного ответа.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6