Литература. 6 класс

Урок 42. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок 42

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  • поэзия А. А. Блока;
  • пейзажная лирика;
  • средства художественной выразительности.

Тезаурус

Аллитерация – вид звукописи, основанный на повторе согласных звуков.

Ассонанс – вид звукописи, основанный на повторе гласных звуков.

Звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков в целях придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины.

Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления.

Драма – один из трёх (наряду с эпосом и лирикой) родов литературы. Драматургические произведения предназначены, как правило, для постановки на сцене. В основе драмы лежит конфликт.

Идея художественного произведения – основная мысль, то, ради чего написано произведение.

Интерьер – в художественном произведении – изображение внутренней обстановки помещения, комнаты, квартиры, дома. Один из способов характеристики героя.

Композиция – строение художественного произведения, расположение его частей.

Кольцевая композиция – одинаковые начало и концовка произведения.

Лирика (поэзия) – один из трёх (наряду с эпосом и драмой) родов литературы. Предмет изображения в лирике – чувства человека, его переживания, духовная жизнь.

Лирический герой – персонаж (герой) отдельного стихотворения или всех произведений поэта. Его личность, чувства, переживания, внутренний мир могут быть тождественны или отличны от личности и духовного мира поэта.

Жнúца – женщина, жнущая (срезающая специальным инструментом – серпом) хлебные злаки (колосья).

Межá – нераспаханная узкая полоса между полями.

Обездоленный – несчастный, лишённый самого необходимого, гонимый.

Список литературы

Обязательная литература

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература. 6-й кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 303 с.
2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 365 с.

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Кн. для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004. – 214 с.

4. Замышляева А. Н. Литература. 6-й класс. Система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2015. – 308 с.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6-й класс. – М.: Просвещение, 2006. – 465 с.

6. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М.: Просвещение, 2007. – 489 с.

7. Орлова В. Н. Александр Блок. – М.: Художественная литература, 2016. – 538 с.

8. Челышева И. Л. Литература. 6-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 337 с.

Открытые электронные ресурсы

1. Мастерская «В помощь учителю. Литература». URL: http://center.fio.ru (дата обращения: 26.06.2019).

2. Электронная версия газеты «Литература» (приложение к «Первому сентября»). URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 24.06.2019).

3. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». URL: http://www.rol.ru (дата обращения: 26.06.2019).

4. Электронная версия журнала «Литература в школе». URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 24.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Александрович Блок почувствовал себя поэтом очень рано. В пять лет он уже бойко сочинял детские стихи. Развитию поэтического таланта Александра способствовало то, что он рос в творческой атмосфере (и его мать, Александра Андреевна Бекетова, и все близкие родственники были людьми одарёнными, пишущими), а также то, что много времени он проводил в родовом имении Шахматово, с 1891 до 1916 года он не пропустил ни одного дачного сезона. Одно из самых ярких воспоминаний юного поэта – как он катается на снопах сжатой ржи. Юный поэт чутко откликался на красоту родных пейзажей и в своих стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» также создал картины родной природы.

Стихотворение «Летний вечер» написано зимой 1898 года в Санкт-Петербурге, но навеяно оно воспоминаниями о лете. Юный поэт окончил гимназию, поступил в Петербургский университет и уехал на летний отдых в Шахматово. Яркие впечатления этого лета через несколько месяцев были воплощены в стихотворении.

Послушаем стихотворение «Летний вечер», представим пейзаж, который описывает лирический герой Блока, и проследим, какими средствами создаёт его поэт.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Содержание двух первых четверостишии (строф) относит «Летний вечер» к пейзажной лирике. Лирический герой Блока видит лучи почти зашедшего уже солнца, севшего за сжатые поля с узкими полосками, межу, рощу вдалеке и восходящую над ней луну красного цвета.

Что слышит лирический герой? Песня женщины, жавшей рожь, становится тише. И больше ни звука. Тишина.

Используя существительные, метафоры, эпитет, Блок создаёт картину тихого летнего вечера.

Послушаем последнюю строфу стихотворения.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Это четверостишье уже не является пейзажной лирикой. Оно передаёт состояние лирического героя, которое созвучно картине тихого летнего вечера. Гармония в природе отражает гармонию в душе героя Блока. Отброшены заботы и печали, нет мелочных целей и устремлений, умиление и тихое восхищение красотой вечера таково, что лирический герой готов умчаться на коне в поля, слиться с тишиной и покоем вечера.

Жанр этого стихотворения – элегия. Несмотря на то что в основе произведения – пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивают к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Последний катрен стихотворения обращён к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой.

Так Блок вводит философскую мысль о бренности, ненужности забот и печалей, о радости ощущения гармонии в природе и умиротворения в душе.

Последняя строфа стихотворения «Летний вечер» относит его к философской лирике и является его основной мыслью (идеей).

Совсем другое по изображённой в нём картине и по настроению героя стихотворение «О, как безумно за окном…».

Оно написано в августе 1899 года и связано с глубокими душевными переживаниями поэта. Он был безнадёжно, как ему казалось, влюблён в Любовь Менделееву. В Шахматове он поставил спектакль по пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов». Менделеева играла Марину Мнишек, а Блок – Лжедмитрия. Впоследствии она вышла замуж за поэта, но в период написания стихотворения ничто не предвещало счастливой развязки.

Стихотворению предшествует эпиграф: слова короля Лира, героя одноимённой трагедии Вильяма Шекспира, о бедных странниках, не имеющих дома и попавших в непогоду.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.

Вы, бедные, нагие несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишённых крова,

И сожаленье гонит прочь –

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождём,

Страдальцев участь разделяя…

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

Основная тема этого стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, – одиночество лирического героя.

Это небольшое произведение состоит всего из 12 строк. Кульминация в композиции наступает, когда герой эмоционально желает разделить страдания несчастных, попавших в эту бурю. При этом произведение начинается и заканчивается описанием ужасной бури. С помощью глаголов и глагольных форм, метафор и олицетворений, звукописи, эпитетов и эмоционально окрашенных слов автор создал картину бушующей непогоды и передал восприятие её лирическим героем.

Кроме того, стихотворение позволяет нам понять, каково состояние лирического героя.

Итак, в стихотворениях Александра Александровича Блока «Летний вечер» и «О, как безумно за окном…» психологическое состояние лирического героя, его чувства и переживания передаются сквозь призму изображённого пейзажа. Оба стихотворения являются философскими.

Писатель Константин Паустовский в своём очерке «Александр Блок» писал:

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину.

Как передать «хрустальный звон», как говорил Блок, пушкинских стихов, возникающих в нашей памяти совершенно внезапно при самых разных обстоятельствах.

Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас ещё нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока…»

Теоретический материал для углублённого изучения

Поэтическое слово всегда очень эмоционально и предельно насыщено в смысловом плане, ведь поэт стремится в стихотворении передать всю гамму чувств своего лирического героя, показать во всей полноте его душевные движения.

Чтобы выразить их, поэт прибегает к тропам (употреблению слов в переносном значении) и фигурам речи (речевые обороты, которые в конкретной фразе, предложении приобретают повышенную выразительность и эмоциональность).

Вспомним некоторые виды средств художественной выразительности.

Метафора – средство художественной выразительности, в основе которого лежит перенос значения с одного предмета на другой на основе их сходства. Например: нос корабля, ножка стула, идёт дождь, «объятья холода» (А. А. Блок).

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевлённых или абстрактных (неконкретных) предметов как живых существ. Примеры: солнце улыбнулось из-за туч, «ветер воет, замирая» (А. А. Блок).

Эпитет – слово, красочно определяющее предмет, подчёркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки, передающее отношение к нему говорящего. Например: золотой человек, золотая осень, ясная улыбка, хмурый взгляд, «буря злая» (А. А. Блок).

Для придания речи выразительности и образности, создания звуковой картины авторы используют звукопись – повторение одинаковых или близких по качеству звуков. Повтор гласных называется ассонансом, согласных – аллитерацией.

Пример ассонанса:

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(М. Ю. Лермонтов).

Пример аллитерации:

…в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

(В. Брюсов).

Часто средством выразительности в произведениях, в том числе и в стихотворениях, является их строение, то есть композиция. В стихотворении А. А. Блока «О, как безумно за окном…» она кольцевая: начало и концовка одинаковые.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов

Какими словами или словосочетаниями можно охарактеризовать эмоциональное состояние лирических героев стихотворений А. А. Блока? Рассортируйте утверждения.

Образ лирического героя крайне важен для понимания основной идеи стихотворения. Как и главный герой прозаического произведения, лирический герой поэтического сочинения может быть автобиографичен. Однако его характер бывает не столь явно описан.

Каковы настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» и лирического героя стихотворения А. А. Блока «О, как безумно за окном…»?

Необходимо рассортировать варианты ответов:

сочувствие людям

радость

одиночество

ощущение гармонии

стремление слиться с природой

стремление разделить тяжёлую участь людей

Вспомним строки стихотворения «Летний вечер».

Поэтизирование летнего вечера, эффектно подобранные глаголы («замирает», «объята», «умчись»), преобладание прилагательных и существительных придаёт тексту описательный характер – всё говорит об умиротворении и гармонии лирического героя с окружающей природой.

Сравним со стихотворением «О, как безумно за окном…», название которого говорит о непогоде и разбушевавшейся стихии.

Мощь сил природы описана поэтом во всей беспощадности стихии. В этом ему помогает звукопись (резкие, отрывистые слова), действие выражено глаголами: «ревёт», «бушует», «несутся», «гонит прочь», «бороться», «изнывая».

Правильный ответ: настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения А. А. Блока «Летний вечер» характеризуют радость, ощущение гармонии, стремление слиться с природой.

Настроение и эмоциональное состояние лирического героя стихотворения «О, как безумно за окном…» характеризуют сочувствие людям, одиночество, стремление разделить тяжёлую участь ближнего.

Ввод с клавиатуры

Введите с клавиатуры пропущенные в стихотворении слова:

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует ____ злая,

Несутся __, льют дождём,

И ветер ___, замирая!

Мы можем вспомнить фрагмент стихотворения Александра Александровича Блока «О, как безумно за окном…». Кто же или что может бушевать за окном? Это буря. Льют дождём, конечно же, тучи. Автор поэтизирует ветер, который воет, замирая.

О, как безумно за окном

Ревёт, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождём,

И ветер воет, замирая!

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6