Литература. 6 класс

Урок 41. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 41

Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с творчеством Ф. Искандера на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»;
  • определение роли рассказчика произведения, главной мысли и авторской позиции;
  • выявление воспитательных аспектов этого произведения.

Тезаурус

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия.

Сюжет – это система событий в определённой последовательности.

Повесть – художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объёму.

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении.

Эпитет – образное определение.

Фразеологизм – устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов

Градация – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор – изображением героев в смешном виде, доброжелательный смех.

Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Комедия – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288

2. «Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5-9 класс.» – М.: Просвещение, 2019

Дополнительная литература

1. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997, стр. 496

2. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл. Под ред. М. Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2009

4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007

5. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009

6. Замышляева А. Н. «Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной» – Волгоград: Учитель, 2015

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 6 кл.». ФГОС. – М.: «Экзамен», 2016

8. Московкина И. И. Диагностические работы. Литература. 6 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017

9. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011

10. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» – Ростов н/Д: Феникс, 2015

Открытые электронные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата обращения: 12.06.2019)
  • Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 12.06.2019)
  • Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 12.06.2019)
  • Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/
  • Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 12.06.2019)
  • Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (дата обращения: 12.06.2019)
  • «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (дата обращения: 12.06.2019)
  • Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (дата обращения: 12.06.2019)
  • Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (дата обращения: 12.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Юмор делает серьёзное ещё более серьёзным…»

Ф. Искандер

Фазиль Искандер на всю жизнь сохранил память о родных местах: высокие горы Абхазии, быстрые горные реки, морские просторы и особенный национальный колорит.

Герои его книг – в основном земляки автора, весёлые, жизнерадостные люди, хранящие верность и в дружбе, и в любви.

«Я – русский писатель, но певец Абхазии!» – говорил о себе писатель.

Первая его книга стихов «Горные тропы» была опубликована в 1957 году, первый рассказ «Первое дело» напечатан в журнале «Пионер» в 1956 году, а в 1964 году в журнале «Сельская молодёжь» вышел рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Фазиль Искандер является автором таких известных романов и повестей, как «Сандро из Чегема», «Морской скорпион», «Человек и его окрестности». Писатель создал цикл рассказов и повестей о Чике, которые складываются в отдельную книгу.

Многие его произведения были экранизированы, и фильмы с успехом прошли на экранах нашей страны.

Героями рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» являются самые обычные школьники.

Среди них и тихий троечник Адольф Комаров, который очень стесняется своего имени, и отличник Сахаров, и бесцеремонно списывающий Шурик Авдеенко, и сам рассказчик – бесстрашный «малярик».

И особняком в рассказе стоит образ строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.

С первых строк мы погружаемся в обычную школьную жизнь, которая идёт своим чередом, несмотря на военное время.

Чтобы понять смысл названия рассказа, нужно вспомнить, кто такой Геракл, и какие подвиги он совершал.

Геракл – величайший герой древнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, наделённый необычайной силой. Наиболее известен цикл о 12 подвигах Геракла.

Главный герой рассказа Фазиля Искандера, пятиклассник, не решил задачу, заданную на дом. Опасаясь двойки, мальчик решил схитрить: он пригласил врачей, которые направлялись в 5 А, в свой 5 Б, чтобы они сделали уколы. Он надеялся на то, что учитель не успеет спросить домашнее задание.

Можно ли назвать поступок главного героя, рассказчика, подвигом?

Разумеется, нет.

Что мы можем сказать об этом мальчике?

Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам и есть рассказчик.

Каким он себя представляет?

Он чувствует себя настоящим героем, уверен, что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек.

«Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».

Врачи сделали уколы и ушли. До конца урока осталось несколько минут. Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем.

Он вызывает «героя» к доске. Внутреннее состояние мальчика сразу меняется: он постепенно начинает чувствовать опасность, страх и даже ужас происходящего.

Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.

Для передачи эмоций класса автор использует градацию.

Сначала класс сдерживал хихиканье, затем смеялся, потом уже хохотал.

Что же вызвало безудержный хохот класса?

Харлампий Диогенович рассказывает ребятам о подвигах Геракла, совершавшего их во имя справедливости.

Поступок же мальчика, решившего сорвать урок, он расценивает как тринадцатый подвиг, недостойный славы настоящего героя.

Смех одноклассников заставляет рассказчика понять, что его поступок, основанный на обмане и трусости, нельзя считать подвигом.

Какова же роль учителя в этом рассказе?

«...Был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем… Он властно и спокойно держал класс в руках», – так описывает его рассказчик.

В чём необычность его методов воспитания?

«Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек… И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного», – говорится в рассказе.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» лишь на первый взгляд кажется простым, он повествует о том, как мальчик пытался обмануть своего учителя, чтобы не получить двойку, но эта история имеет и глубокий философский смысл.

Главная идея – очистительная сила смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

Теоретический материал для углубленного изучения

10 фактов о Фазиле Искандере:

• отец Фазиля Искандера был по происхождению наполовину абхазом, наполовину персом. Когда мальчику было 9 лет, его отца депортировали из СССР, и больше они никогда не встречались;

• известность пришла к Искандеру после выхода повести «Созвездие Козлотура»;

• жанр произведений Искандера определить трудно. Это скорее смесь жанров: эссе-диалог, повесть-притча, эпос и так далее;

• Искандер был оптимистом с прекрасным чувством юмора, поэтому практически ни одно его произведение не имеет трагического финала;

• сам писатель восхищался творчеством Пушкина, Тургенева и Бродского;

• за свои литературные заслуги писатель был удостоен четырёх орденов и такого же количества государственных премий (премии вручались и в советские годы, и в современной России);

• писатель так и не освоил компьютер и до последних дней писал на бумаге, при помощи печатной машинки;

• до самой смерти дополнял он новыми новеллами свой роман «Сандро из Чегема», героями которого стали множество его друзей и знакомых;

• Искандер рассказывал, что мог долгое время собирать впечатления и не записывать ни строчки, формируя будущее произведение у себя в голове. Когда замысел обретал форму, он садился за печатную машинку и не прекращал писать, пока не ставил последнюю точку;

• открытый в 1983 году астероид Iskander был назван в честь Фазиля Искандера.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Работая над характеристикой героя, нужно сопоставить его поведение у доски с реакцией класса, определить эмоциональное состояние ученика, выявить, что вызывает смех у его одноклассников.

Необходимо заполнить предложенную таблицу примерами из текста.

Состояние главного героя

Реакция класса

Варианты ответов:

В воздухе запахло какой-то опасностью

Смотрел на меня и ждал

Захлопнулся маленький капканчик

Ждал, что я буду проваливаться

Сердце моё с размаху влепилось в спину

Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее

Голос мой подымается прямо из живота

Сдерживал хихиканья

Казнь

Смеялся

Ужас и отвращение

Хохотал

Задание основано на знании текста. Правильно заполненная таблица выглядит так:

Состояние

главного героя

Реакция класса

В воздухе запахло какой-то опасностью

Смотрел на меня и ждал

Захлопнулся маленький капканчик

Ждал, что я буду проваливаться

Сердце моё с размаху влепилось в спину

Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее

Голос мой подымается прямо из живота

Сдерживал хихиканья

Казнь

Смеялся

Ужас и отвращение

Хохотал

Выбор элемента из выпадающего списка

Важную роль для определения авторской позиции играют выразительные средства языка. Нужно определить, какое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа: «…ученик готов провалиться сквозь пол».

Среди вариантов ответа надо найти правильный. Можно обратиться к тезаурусу, чтобы вспомнить значение каждого из понятий.

Верный ответ: «Фразеологизм».

Авторский вариант фразеологизма «провалиться сквозь пол» близок по значению к разговорному выражению «сквозь землю провалиться», что означает «иметь сильное желание исчезнуть, скрыться куда-либо от стыда, смущения».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6