Литература. 6 класс

Урок 41. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Сюжет рассказа

Восстановите последовательность событий рассказа.

Беспокойство мальчика из-за нерешённой задачи

Знакомство с учителем математики Харлампием Диогеновичем

Неожиданный приход доктора в класс

Случай с опоздавшим на урок

Образцовая тишина на уроках математики

Решение мальчика сорвать урок математики

Урок на всю жизнь

Мальчик у доски – заслуженная расплата за обман

Решено делать уколы против тифа в 5Б

Учитель догадывается об обмане, намекает, что кто-то в классе совершил «тринадцатый» подвиг Геракла.

Содержание рассказа

Вспомните названия подвигов Геракла, добавьте подписи к изображениям.

Из 12-ти подвигов здесь на картинках изображено три, подпишите, какие это подвиги.

Поимка Керинейской лани
Укрощение Критского быка
Укрощение Эриманфского вепря
Персонажи рассказа

Давайте заполним таблицу. Выберите из предложенных вариантов те, которые описывают состояние главного героя и реакцию класса.

Состояние главного героя

Реакция класса

В воздухе запахло какой-то опасностью
Захлопнулся маленький капканчик
Сердце моё с размаху влепилось в спину
Голос мой подымается прямо из живота
Казнь
Ужас и отвращение
Смотрел на меня и ждал
Ждал, что я буду проваливаться
Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее
Сдерживал хихиканья
Смеялся
Хохотал
Выразительные средства языка

Выделите цветом эпитеты.

«Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина».

«Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская».

«Но он ничего не стал рассказывать, потому что скрип сухой тряпки о доску был неприятен, и он ждал, чтобы староста скорей кончил своё нудное протирание…»

Голубой
Текст рассказа

Вставьте пропущенное словосочетание

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенное слово в текст.

– Авдеенко думает, что он лебедь, – поясняет Харлампий Диогенович. – , –добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. – Сахаров, можете продолжать, — говорит Харлампий Диогенович.

Белый гусь
Чёрный лебедь
Глупый пингвин
Теория литературы

Установите соответствие между термином и определением.

Повесть

Рассказ

Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объёму.

Основной жанр малой повествовательной прозы, в котором немного действующих лиц и одна сюжетная линия.

Литературные приёмы

Подчеркните правильный ответ.

Градация – это …

постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

приём намеренного использования противоречивых понятий вместе, до нелепости острое выражение.

сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений.

Характеристика героев

Прочитай текст и определи, о каком герое идёт речь.

«Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише. У него была такая дурацкая привычка – держать руки на промокашке, от чего я его никак не мог отучить».

Сахаров

Авдеенко

Комаров

Выразительные средства

Определи, какое лексическое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа.

«….Ученик готов провалиться сквозь пол».

Теория литературы

Установите соответствие между терминами и определениями.

Соотнесите литературоведческий термин с его определением.

Сарказм

Комедия

Юмор

Ирония

Сатира

вид комического, горькая или добрая насмешка

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор

Язвительная насмешка, высшая степень иронии

Изображение героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни

Образ главного героя

Выделите цветом верный ответ. Как зовут главного героя

Искандер

Василий

Диоген

Ипполит

Его имя в рассказе не называется

Зеленый
Анализ произведения

Выберите верный вариант ответа.

Какова роль Харлампия Диогеновича в формировании детских характеров?

Высмеивал глупость

Требовал чёткого выполнения своих поручений

Разрешал хулиганить

Приучал детей относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора

Сюжет

Выберите верный вариант ответа.

Смех не нарушал дисциплины в классе, потому что:

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Выберите верный вариант ответа.

Главное «оружие» Харлампия Диогеновича

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6