Литература. 6 класс

Урок 40. В. М. Шукшин. «Критики»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок 40

В. М. Шукшин. «Критики»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. анализ рассказа В. М. Шукшина «Критики»;
  2. выявление авторского отношения к героям, речевая характеристика героев рассказа;
  3. своеобразие конфликта.

Тезаурус

Быль – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» – предисловие.

Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Эпилог – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Список литературы

Обязательная литература

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6-й кл. Учеб. для общеобразоват. учреждени.: в 2 ч.: ч. 2. – М. : Просвещение, 2018. 303 с.

2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М. : Просвещение, 2018. 255 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь: в 2 ч.: ч.2. – М. : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 2008. 365 с.

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М. : Просвещение, 2013. 240 с.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Кн. для учителя литературы. – М. : Вербум, 2004. 214 с.

4. Замышляева А. Н. Литература. 6-й класс: Система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2015. 308 с.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 6-й класс. – М. : Просвещение, 2006. 465 с.

6. Крук И. Т. Поэзия Александра Блока. М. : Просвещение, 2007. 489 с.

7. Орлова В. Н. Александр Блок. – М.: Художественная литература, 2016. 538 с.

8. Челышева И. Л. Литература. 6-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. 337 с.

Открытые электронные ресурсы

1. Мастерская «В помощь учителю. Литература». URL: http://center.fio.ru (дата обращения: 26.06.2019).

2. Электронная версия газеты «Литература» (приложение к «Первому сентября»). URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 24.06.2019).

3. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». URL: http://www.rol.ru (дата обращения: 26.06.2019).

4. Электронная версия журнала «Литература в школе». URL: https://elibrary.ru

(дата обращения: 24.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Шукшин написал рассказ «Критики» в 1964 г.

Сюжет. Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казённого милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно. «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч …заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. …. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвёл удар по телевизору.

Само собой, вышиб всё на свете, то есть там, где обычно бывает видно.

Старший сержант милиции КИБЯКОВ».

То есть обычный дебош пенсионера по поводу резкого несогласия с телевизионным фильмом? Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».

Герои рассказа.

Рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики. Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные.

Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.

Отношения внука и деда по-своему трогательные и чистые. Они единодушны и именно это единодушие подчёркивает своим названием Шукшин.

При этом дед не упускает возможности указать на то, что фильмы зачастую не соответствуют жизни, и делает это в экспрессивной манере:

«..Ваня – дурачок какой-то. Поёт и поёт ходит… У нас Ваня-дурачок такой был — всё пел ходил.

— Так он же любит! — начинал нервничать Петька.

— Ну и что, что любит?

— Ну и поёт.

— А?

— Ну и поёт, говорю!

— Да его бы давно на смех подняли, такого! Ему бы проходу не было. Он любит… Когда любят, то стыдятся. А этот трезвонит ходит по всей деревне… Какая же дура пойдёт за него!».

Конфликт рассказа.

Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развёртывается в рассказе постепенно, по нарастающей.

Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений: дед и другие «взрослые». Кого можно отнести к другим «взрослым»? Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя». Как поступают взрослые? Муж тёти?

(Ведёт себя непринуждённо. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта).

– Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего, является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово «удосужил»).

Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает истинное отношение к происходящему. Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту».

В финале рассказа читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина: только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Так о чём же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывёт», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский.

Хочется закончить урок словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко подобрее быть... Мы один раз, так уж случилось, живём на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...».

Теоретический материал для углублённого изучения

Тема маленького человека – одна из ключевых в русской литературе. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был А. С. Пушкин.

М. Ю. Лермонтов, Н. В.Гоголь, А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Куприн не раз обращались в своём творчестве к этой теме. Традиции классиков были продолжены А. Солженицыным, В. М. Шукшиным, В. Астафьевым, писавшими о судьбах деревни, о жизни простых людей. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX – XX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.

У Шукшина «маленький человек» – это прежде всего очень интересный психологический тип. Зачастую противопоставляя своих героев «большим людям», Шукшин показывает, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, забота о судьбах государства. Самое же главное в шукшинском изображении маленького человека – это то, что он показывает нравственные процессы, идущие в среде обыденного сознания, раскрывает жизнь, заполненную напряжёнными поисками смысла и цели бытия. Шукшин редко опускается до сентиментального сочувствия маленькому человеку, чаще показывает его как личность, достойную уважения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите верный вариант ответа.

Почему Петька горько плакал, когда милиционер увёл деда:

Варианты ответа:

Он разозлился на гостей;

Уверен, что дед не виноват;

Считал, что это несправедливое наказание.

Чтобы выбрать правильный ответ, необходимо понимать идейное содержание рассказа. В ходе урока сообщалось, что именно слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…». Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка. Таким образом, писатель раскрывает перед нами истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина: только любовь помогает нам понять истинное лицо человека. Несправедливость в отношении деда больно ранит мальчика. И правильным ответом в этом задании является вариант:

«Считал, что это несправедливое наказание».

Единичный / множественный выбор

Для создания колоритного образа героев автор намеренно допускает грамматические и речевые ошибки. Его герои – деревенские жители, не всегда грамотные, не владеющие нормами литературного русского языка, но их речь разговорная, неправильная отражает их культуру, их отношение к жизни. Данный приём способствует передачи живой звучащей речи, достоверности происходящего.

Выберите верный вариант ответа.

В каком из предложений, взятых из рассказа «Критики», нет грамматической ошибки?

– «..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», – сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;

– «Да разве я так говорил?» – спросил городской мужчина;

– «Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» – кричал дед.

Проанализировав данные предложения, ученики 6 класса без труда обнаружат грамматические ошибки.

– «..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», – сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;( в русском языке нормой употребления является местоимение ИХ).

– «Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» – кричал дед (необходимо употреблять форму глагола ХОТИТЕ).

Верный ответ:

«Да разве я так говорил?» – спросил городской мужчина (городской житель – более грамотный – и в данном случае противопоставляется сельскому, но это никак не делает ему чести, автор на стороне деда, поведение городского мужчины не вызывает уважения).

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6