Литература. 6 класс

Урок 38. В. Г. Распутин. «Уроки французского». Авторская позиция в рассказе

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 38

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Авторская позиция в рассказе

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с жизнью и творчеством В. Распутина;
  • определение замысла автора и анализ фрагментов рассказа «Уроки французского»;
  • картины быта послевоенного периода.

Тезаурус

Автобиография – это описание своей жизни.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни».

Метафора оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Персонаж – (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.

Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Характеристика героя – образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: учеб. в 2 ч. – Москва : Просвещение, 2018. 86-123 с.

Дополнительная литература:

  1. Произведения школьной программы: Русская литература: 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. СЕРАНН, 2002 http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306 (Дата обращения: 20.06.2019);
  2. Мир русской литературы http://www.literaturus.ru/p/blog-page_962.html (Дата обращения: 20.06.2019);
  3. LitHelper http://lit-helper.com/p_Analiz_proizvedeniya_Uroki_francuzskogo_Rasputina_V_G (Дата обращения: 20.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Валентин Григорьевич Распутин, знаменитый русский писатель, родился в 1937 году в Иркутской области.

«Так что я – коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все».

Мама, Нина Ивановна, воспитывала троих детей одна, так как отца арестовали и отправили в лагерь.

Валентин Распутин уже с 10 лет жил один в Усть-Удинске (районном центре) и учился в средней школе, находившейся в 50 км от родной деревни Аталанки, так как в селе была только начальная.

Когда началось строительство Братской ГЭС, место, где была деревня, затопили.

Писатель часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Эти события отразились в автобиографической повести «Прощание с Матёрой», в которой он размышляет о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой, о судьбе мира и смысле жизни.

В юности Распутин сотрудничал с газетами, писал статьи, рассказы, он даже хотел стать учителем.

В 1973 году Распутин пишет рассказ «Уроки французского».

«Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

В этом произведении писатель хотел отблагодарить людей, с которыми свела его судьба, когда он жил один, далеко от родных.

И, в первую очередь, Лидию Михайловну Молокову, «неправильную учительницу».

Повествование в рассказе «Уроки французского» ведётся от первого лица, от лица мальчика, поэтому этот рассказ автобиографический. Это помогает автору глубже раскрыть характер героя, показать его изнутри.

Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.

Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.

Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

Автор изображает себя в детстве: «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах…».

Голодный подросток живёт у тётки. Продукты, присылаемые матерью, ему не достаются. Он решает начать играть на деньги в чику. На выручку от игры ему удаётся купить молока и хлеба. И вскоре становится лучшим игроком.

Но честность – это не качество, которым обладают его новые знакомые Вадик и Птаха. За мастерство и везение подростка избивают менее удачливые игроки.

В жизни героя появляется Лидия Михайловна, учительница по французскому языку.

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка…».

Лидия Михайловна пытается подкормить мальчика, но это оказалось сделать не просто. Он очень был гордым. Тогда учительница идёт на хитрость и приглашает подростка заниматься французским дополнительно у неё дома, чтобы иметь возможность угостить его чаем.

Распутин в рассказе «Уроки французского» затрагивает ряд тем:

взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещённой духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной.

Размышления Распутина несут жизненную мудрость, накопленную годами. Автор и герой разделены временным промежутком: герой – это ученик, мальчишка, он живёт, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил эту трудную жизнь, а теперь осмыслил и уже оценил свои детские поступки.

Показывая становление характера ребёнка, писатель говорил о своей задаче: «Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это, прежде всего, воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Теоретический материал для углубленного изучения.

Слово «урок» имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвящённый отдельному предмету, во-вторых, это вывод, который следует после какого-то события.

Главная идея рассказа В. Распутина «Уроки французского» заключается в том, что Лидия Михайловна учила не столько своему предмету, французскому языку, сколько давала уроки нравственности, учила доброте и хорошему отношению к близким. Учительница оказала большое влияние на судьбу героя: помогла понять не только французский язык, но и проявляла материнскую заботу: старалась накормить голодного мальчика. Тем самым привила самые важные качества одиннадцатилетнему мальчику, научила его не проходить мимо чужих бед.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы:

а) накопить для своих родных;

в) купить молока;

б) чтобы доказать другим, что он тоже умеет играть;

г) купить сапоги;

Обратимся к тексту.

Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

— И больше не играешь?

— Нет.

— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

— Покупаю молоко.

Правильный ответ: Рассказчик стал играть на деньги для того, чтобы купить молока.

Выделение цветом

Найдите во фрагменте из рассказа «Уроки французского» метафоры и выделите их.

ТЕКСТ: Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Сначала вспомним, что такое метафора. Это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путём перенесения на него признаков, присущих другому явлению. Теперь найдем метафоры в тексте

Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6