Литература. 6 класс

Урок 38. В. Г. Распутин. «Уроки французского». Авторская позиция в рассказе

Литературоведение

Выберите один правильный ответ, чтобы закончить фразу.

Рассказ Распутина «Уроки французского» – реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать ...

публицистической статьей

романтической повестью

автобиографическим рассказом

Высказывания В. Г. Распутина

Зачеркните правильное выражение.

Хоть в малой степени способствовать правильному строительству человеческой души…Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего ...

эгоизма, ненависти, жестокости

доброты, чистоты, благородства

жадности, зависти, корысти

Тема рассказа

Выберите основные темы рассказа «Уроки французского». 

Характеристики героев

Установите соответствие между героями и их характеристиками.

Птаха

Герой-рассказчик

Вадик

Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска – тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни.

..в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы...

Я вспомнил: он ходил в седьмой класс…

Персонажи рассказа

Кто изображён на фото? Подберите подписи к изображениям.

Лидия Михайловна. «Уроки французского» Кадр из фильма, 1978 г. Актриса – Татьяна Ташкова.
Тётя Надя. «Уроки французского» Кадр из фильма, 1978 г. Актриса – Валентина Талызина
Мама мальчика. «Уроки французского» Кадр из фильма, 1978 г. Актриса – Галина Яцкина
Структура произведения

Дополните фразу.

Расположение отрывков произведения в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл – это .

композиция
экспозиция
диспозиция
Язык рассказа

Подчеркните в списке слова, которые имеют неверное определение.

Квартировать – убирать квартиру.

Полуторка – грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 т.

Гольный кипяточек – чистый, без примесей.

Тюкать – несильно ударять.

Притайка – посуда.

Выразительные средства

Найдите в тексте метафору и выделите её цветом.

Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска – тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни

Зеленый
Изобразительные средства

Дополните фразу.

Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения – это .

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Тропы

Какие изобразительные средства используются в данном фрагменте? Выделите цветом правильные ответы.

В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех.

Синонимы, метафора, аллегория, юмор, сравнение.

Голубой
Рассказ «Уроки французского»

Дополните фразу.

Главному герою рассказа В. Распутина «Уроки французкого»…

двенадцать лет.

одиннадцать лет.

десять лет.

Текст рассказа «Уроки французского»

Вставьте в текст пропущенные слова.

Я ещё раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в , мать продала швейную , единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые .

телегу
сапоги
школу
машину
училище
валенки
Сюжет

Восстановите последовательность предложений во фрагменте из рассказа «Уроки французского».

Я шёл туда как на пытку.

Оказалось, что и это ещё не самое страшное.

Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.

На другой, большей половине дома Лидии Михайловны, жил сам директор.

Жила она рядом со школой, в учительских домах.

Текст рассказа «Уроки французского»

Вспомните содержание рассказа «Уроки французского». Впишите пропущенные слова в текст.

И опять у меня появились . Опять я бегал на базар и покупал – теперь уже в мороженых кружках. Я осторожно срезал с кружка наплыв сливок, совал рассыпающиеся ледяные ломтики в рот и, ощущая во всём теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза. Затем переворачивал кружок вверх дном и долбил ножом сладковатый молочный отстой. Остаткам позволял растаять и выпивал их, заедая куском чёрного .

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6