Литература. 6 класс

Урок 37. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 37

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева;
  • изучение композиции и сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»;
  • анализ языковых особенностей художественного текста;
  • нравственные уроки в рассказе «Конь с розовой гривой».

Тезаурус

Автор – создатель литературного произведения, реальный человек.

Рассказчик – персонаж, от чьего лица ведётся повествование

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1,2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 08.07.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 08.07.2019)

3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 08.07.2019)

4. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой hhtp://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 08.07.2019)

5. Учительский портал «Учителя.com» http://uchitelya.com/literatura/95791-konspekt-uroka-znakomstvo-s-rasskazom-vp-astafeva-kon.html (Дата обращения: 25.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

– Конём, баба?

– Конём, конём».

Так начинается рассказ «Конь с розовой гривой». Этот эпизод можно считать завязкой рассказа.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

«Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома».

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Итак, ребята отправляются в лес. Писатель описывает «тару» под ягоду. Он отмечает, что соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески… ковшики без ручек…». Художественная деталь – битая посуда – не столько признак бедности, а отношение к вещам, к труду вообще.

Выходит, эти люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Противопоставлен Левонтьевским ребятишкам герой-повествователь: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». Катерина Петровна воспитала в нём бережливость к вещам и уважение к труду.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

«Сколько лет с тех пор прошло! Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника». Вот так заканчивает свой рассказ писатель. Урок доброты и честности из этой ситуации был усвоен им на всю жизнь.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ В. П. Астафьева называется «Конь с розовой гривой». Вам уже известно, что речь идёт о прянике, о котором мечтали все деревенские дети.

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

А почему именно розовый? Вы слышали когда-нибудь выражения «розовая мечта» и «голубая мечта»?

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Варианты ответов

Заимка

Колхоз

Полоса

Туесок

Пашня

Нива

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Правильные ответы:

Заимка

Туесок

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Для выполнения задания необходимо вспомнить определение понятия «рассказчик». Рассказчик – образ, от чьего лица ведется повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Правильный ответ

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6