Литература. 6 класс

Урок 45. Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 45

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина, страна, Вселенная

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с творчеством известного российского поэта Н. М. Рубцова через стихотворение «Звезда полей»;
  • развитие представлений обучающихся о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;
  • формирование навыка анализа лирического текста.

Тезаурус

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке

Лирика – один из трёх основных родов литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007, стр. 320.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум, 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы:

  • Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения: 30.06.2019)
  • Сайт «Душа хранит» жизнь и поэзия Николая Рубцова http://rubtsov-poetry.ru (Дата обращения: 30.06.2019)
  • Николай Михайлович Рубцов и народное творчество http://rubcow.ru/ (Дата обращения: 30.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В преданье старом говорится:

«Когда родится человек,

Звезда на небе загорится,

Чтобы светить ему весь век».

Звезда сопровождает человека всю жизнь, освещает ему жизненный путь, указывает направление…

Звезда Николая Рубцова – выдающегося русского поэта – светила недолго, но ярко. «Звезда полей», одно из лучших его произведений, было написано в 1964 году.

Автор посвятил стихотворение путеводной звезде, которая ведёт человека, помогая преодолевать жизненные невзгоды и трудности.

«Звезда полей» – так называлась и главная книга поэта, изданная в 1967 году.

«Звезда полей во мгле заледенелой,/ Остановившись, смотрит в полынью», – так начинается стихотворение, и читатель видит, как на фоне заледенелого зимнего ночного пейзажа, из мглы и мрака ярко и тепло горит звезда, освещая путь всем нуждающимся.

Звезда – многозначный символ света, надежды, символ верного пути. Лирическому герою повезло: его жизнь одухотворена светом его звезды.

Он счастлив, потому что связан неразрывными нитями со звездой. Лирический герой понимает, пока горит звезда, будет продолжаться жизнь.

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…

Метафоры – «золотом осенним», «зимним серебром» – помогают ощутить всесезонную работу звезды: она дарит свет и осенью, и заледенелой зимой, и жарким летом.

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли…

Ежедневно, ежечасно заботится звезда о жителях полей – о лирическом герое, о самом поэте и его односельчанах.

Звезда, подобно душе родного человека, готова поддержать, согреть в минуты потрясений «всех тревожных жителей земли».

Звезда, зажжённая над сельскими полями, становится мировым символом, дарящим свет и тепло всем страждущим.

Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией.

Стихотворение наполнено радостной грустью при встрече с малой родиной. Лирического героя переполняют противоречивые чувства: любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей» и грусть, что мир суетен, что время быстротечно.

Стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

Элегия – (греч. elegia. от еlegos – жалобная песня) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Но есть уверенность, что лирического героя стихотворения убережёт свет ЕГО ЗВЕЗДЫ:

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Теоретический материал для углублённого изучения

Литературовед Вадим Валерианович Кожинов писал: «…в поэтическом мире Николая Рубцова именно сама природа предстаёт как необходимый исток и основа истории, как естественно порождающая бытие народа почва. И именно этим, по убеждению поэта, живёт человек, именно это надо постоянно помнить и сознавать. Только в единстве со своим народом и его тысячелетней историей человек обретает действительное единство с природой – таков сквозной смысл поэзии Николая Рубцова. Лишённый народного сознания и исторической памяти, оказавшийся в одиночестве человек неизбежно ощущает вдруг чуждость и враждебность природы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Восстановление последовательности элементов

Строки из стихотворения расположены неправильно, переставьте их так, чтобы получилось законченное четверостишье.

Звезда полей во мгле заледенелой,

И сон окутал родину мою...

Уж на часах двенадцать прозвенело,

Остановившись, смотрит в полынью.

Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Для выбора верного ответа необходимо внимательно прочитать предложенные строки и проанализировать их. Найдём основу в предложении «Звезда полей во мгле заледенелой». Подлежащее – «звезда», а сказуемое придётся поискать. Звезда смотрит – основа предложения, значит…

Правильный ответ:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Подчёркивания

Жанр – тип литературного произведения.

Подчеркните в списке тот жанр литературы, к которому относится стихотворение Н. Рубцова.

Варианты ответа:

Эпический

Лирический

Драматический

Лиро-эпический

Это задание не представляет сложности и основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Вспоминаем, что на уроке разбирали лирическое произведение, что к драматическому жанру принадлежат произведения, созданные для постановки на сцене, а также определения эпического и лиро-эпического жанров.

Правильный ответ подчёркиваем:

Лирический

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6