Литература. 6 класс

Урок 50. П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 50

П. Мериме. «Маттео Фальконе»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми фактами биографии П. Мериме, изучение новеллы «Маттео Фальконе»;
  • формирование интереса к творчеству П. Мериме;
  • выявление художественной идеи новеллы «Маттео Фальконе»;
  • формирование представлений о новелле.

Тезаурус

Новелланебольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Маки – лесные заросли, чаща.

Вольтижёры – отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.

Стилет – небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

Фортуна – в древнегреческой мифологии: богиня судьбы, счастья, удачи, изображалась на таре или колесе (символ изменчивости счастья) с повязкой на глазах и рогом.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. — М.: Просвещение, 2018. — 307 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. / Рабочая тетрадь: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 с.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 224 с.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 классы. — М.: Дрофа, 2007. — 79 с.

4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2009. — 414 с.

5. Замышляева А. Н. Литература: 6 класс / система уроков по учебнику // под ред. В.Я. Коровиной. — Волгоград: Учитель, 2015. — 324 с.

6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе: 6 класс / к учебнику В. Я. Коровиной и др. // Литература. 6 кл. — ФГОС. — М.: «Экзамен», 2016. — 63 с.

7. Московкина И. И. Диагностические работы: литература. 6 класс. — ФГОС. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 144 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. URL http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456 (дата обращения 01.08.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Новелла «Маттео Фальконе» была опубликована Мериме в 1829 году. Действие произведения происходит на небольшом острове неподалеку от берегов Франции. В то время французы, да и не только они, живо интересовались жизнью на острове, подарившем стране императора Наполеона Бонапарта.

Обратимся к новелле.

Новелла – небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер

Повествование в ней начинается неспешно, как пробуждение после обеденной сиесты. Проспер Мериме вводит в текст образ автора-рассказчика, встретившегося с Маттео Фальконе, главным героем новеллы, спустя два года после случившейся истории. Этот рассказчик становится гидом для читателя и по острову, и по сюжету произведения.

Рассказчик, человек, не раз бывавший на острове, не только начинает свою историю, но и попутно дает советы читателю.

«Если вы убили человека, бегите в маки Порто-Веккьо, и вы проживете там в безопасности, имея при себе доброе ружье, порох и пули; не забудьте прихватить с собой коричневый плащ с капюшоном…»…

Таким образом, сразу создается атмосфера реальности истории, которую мы сейчас услышим от рассказчика.

После такой экспозиции, где нас знакомят и с самим Маттео Фальконе, мы готовы к завязке истории.

Завязка сюжета начинается со встречи десятилетнего сына Маттео Фальконе – Фортунато – с удирающим от солдат бандитом. Джаннетто Санпьеро, так зовут беглеца, просит мальчика о помощи. Но Фортунато не очень-то хочет помогать раненому Джаннетто. В нежелании мальчика безвозмездно оказать помощь гостю обнаруживается и его характер, и его дальнейшая трагическая судьба.

Рассмотрим образ мальчика. Ему 10 лет, и он четвертый ребенок в семье, но единственный и долгожданный сын. Его имя Фортунато означает «счастливчик». Окружающие говорят ему: «Ты пойдёшь далеко». Действительно, Фортунато на редкость ловок, сметлив, расчётлив. Прежде всего — расчётлив. И вот перед ним раненый бандит Джаннетто Санпьеро просит убежища в доме Фальконе: за ним по пятам гонятся правительственные стрелки — вольтижёры. Ясно, что будь Маттео дома, он предоставил бы Джаннетто кров без лишних разговоров — следуя закону гостеприимства. А сын торгуется: «…Что ты мне дашь, если я спрячу тебя?» Он улыбается не гостю, а при виде пятифранковой монеты. За эту плату Фортунато прячет разбойника. Торговля гостеприимством уже оставляет неприятный осадок у читателя.

Кульминация сюжета – появление в доме солдат. Конечно же, они никогда бы не нашли беглеца, ведь Фортунато так ловко спрятал его в стоге сена и сверху устроил кошку с котятами. Но солдаты и не обыскивают дом. Командир предлагает Фортунато серебряные часы за бандита. Мальчик стоит перед выбором – предать или нет?

Вот как описывает этот момент автор. «Его голая грудь тяжело вздымалась – казалось, он сейчас задохнётся». Такую бурю эмоций вызывает у него вид часов – именно таким слогом в эпоху Мериме писали о романтических страстях. Глядя, как блестят часы, Фортунато как будто открывает для себя влекущий блеск буржуазного мира. Но чтобы устремиться туда, куда его влечёт, мальчик должен переступить через законы патриархального мира, должен стать предателем.

Выбор сделан. Следует развязка. Финал поражает своей трагичностью и будничностью, с какой повествует о нём рассказчик.

Вольтижёры уводят арестованного разбойника. «Хорошо начинаешь!» – с грозной иронией говорит Маттео Фальконе, давая понять сыну, что он свернул с того прямого пути, по которому шли все его предки. «Мой ли это ребёнок?» – спрашивает Маттео жену, разбивая о камень часы, плату за бесчестье. И, наконец, звучит приговор: «…Этот ребёнок первым в нашем роду стал предателем».

«Первым в нашем роду…» – это приговор для Фортунато, но это единственное, что может сделать отец, чтобы смыть позор с рода. Маттео у Мериме не злодей, он не злится на выбор сына, он не в отчаянии и не в гневе, он понимает, что только таким путем может что-то исправить.

Вы наверняка слышали выражение «Смыть кровью», то есть поступки, за которые нужно отвечать и которые простить невозможно – предательство, – это как раз из таких. У Маттео Фальконе просто не было другого выбора. Он отвечает не только за свою честь, но и за честь рода; доброе имя предков — многих и многих поколений — вот что решается в этот злополучный для семьи Фальконе день. Плюнув на предательский порог дома Маттео, разбойник Джаннетто уже лишил род Фальконе будущего; дело главы семейства – спасти от позора прошлое рода. А это возможно только ценой жертвоприношения.

Именно любовь к сыну, страх увидеть его всеми презираемым, продажным существом толкает героя на убийство. Он заставляет мальчика прочитать несколько молитв, прицеливается и после фразы «Да простит тебя бог!» — стреляет. «Сейчас я похороню его, — спокойно говорит Маттео прибежавшей на выстрел жене. — Он умер христианином. Я велю отслужить мессу за упокой его души» . Образ Маттео Фальконе для Мериме был воплощением суровой простоты, мужества и особого рода человечности, направленной на борьбу с греховностью и подлостью.

Теоретический материал для углублённого изучения

«Экзотика, фантастика и мифология Мериме всегда точно приурочены к географическому пространству и неизменно окрашены в отчетливые тона couleur locale. «Корсиканский» миф, литературно-мифологическая Испания, Литва последовательно появляются на страницах повестей Мериме. Острота достигается тем, что литературная география Мериме неизменно воплощается в пересечении двух языков: внешнего наблюдателя-европейца (француза) и того, кто смотрит глазами носителей резко отличных точек зрения, разрушающих самые основы рационализма европейской культуры. Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения. То, что звучит как фантастика и суеверие для персонажа-европейца, представляется самой естественной правдой для противостоящих ему героев, воспитанных культурами разных концов Европы. Для Мериме нет «просвещения», «предрассудков», а есть своеобразие различных культурных психологий, которое он описывает с объективностью внешнего наблюдателя. Рассказчик у Мериме всегда находится вне того экзотического мира, который описывает».- писал Ю. Лотман

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установить соответствие между элементами

Задание основано на знании текста произведения. При затруднении в выполнении можно обратиться к тезаурусу.

Ответ:

маки

лесные заросли, чаща

желтые воротники

солдаты, жандармы

вольтижёры

отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции.

стилет

небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком.

копна

способ хранения сена в большой куче

Восстановление последовательности элементов горизонтальное

Задание подразумевает знание сюжета и основано на материале, пройденном на уроке. Надо вспомнить: в какой последовательности происходили действия в новелле.

Правильный ответ:

Бандит встречает Фортунато

Фортунато укрывает беглеца в стоге сена

Сержант предлагает мальчику часы за предательство

Солдаты уводят бандита из дома Фальконе

Маттео ведет сына из дому

Маттео заставляет сына помолиться

Фальконе убивает мальчика

Прибегает мать Фортунато

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6