Технология. 6 класс

Урок 27. Технологии записи, хранения и передачи информации

Информация
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Воспринимаемая органами чувств живых организмов или анализаторами технических устройств информация преобразуется в особые электрические, магнитный или химические отпечатки. При воспроизведении информация вновь представляется в видимой и ощутимой форме.

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. С помощью информации общаются люди и машины, поэтому она должна быть представлена в такой форме, которую может воспринять респондент (получатель информации). При передаче информации она представляется в виде определённых знаков и символов.

Для удобства передачи информация кодируется, т. е. отображается в виде знаков. Знаками могут быть буквы, цифры, иероглифы, жесты и многое другое. При общении субъекты должны пользоваться одними и теми же по смыслу знаками. При этом им должно быть известно, о чём пойдёт речь в сообщении, т. е. прединформация.

Средством представления информации может быть и символ. Символ – это условный знак, который отображает целый информационный фрагмент, подобный картине художника. Он раскрывает смысл или главную идею какого-то понятия, объекта, явления или события.

С помощью знаков и символов можно шифровать информацию, придумывая разные способы кодирования.

Кодирование информации
Азбука Брайля

Азбука Брайля – азбука для незрячих или плохо видящих людей, построена с использованием тактильного шрифта. Азбуку Брайля называют также алфавитом Брайля, шрифтом Брайля.

История создания шрифта

В начале XIX-го века был изобретен шрифт для военных нужд с целью передачи данных в полной темноте. Изначально его условно называли «ночное письмо». Это было необходимо для того, чтобы в ночное время не привлекать противника отблесками света при получении распоряжений командования. «Ночное письмо» состояло из выпуклых точек, где на 12 выпуклостей приходилось 36 звуков. Военным это показалось слишком сложным, и метод не прижился.

Но его основатель, французский офицер-артиллерист, не остановился на этом и в 1821 году отправился со своими новациями в Королевский институт слепых, где Луи Брайль заинтересовался изобретением, но отметил некоторые недостатки. Первый существенный недостаток, как посчитал Брайль, исключал возможность орфографического написания, так как наборы точек обозначали только звуки. Ко второму недостатку он отнес несоразмерность точек пучкам пальцев руки, которая вынуждала читающего передвигать пальцы для ощупывания следующих выпуклостей из знака, что усложняло чтение.

Брайль усовершенствовал азбуку для незрячих, скомпоновав по 6 выпуклостей для каждой отдельной буквы французского алфавита. Первой печатной книгой по Брайлю стала «История Франции» в 1837 году, а первой в России по этой системе стала детская книга для слепых уже в 1885-м. Современная азбука Брайля служит для слепых людей отдельной системой письма.

Усовершенствованная со временем азбука приобрела три уровня шрифта, которыми пользуются незрячие читатели, обладающие определенные знаниями и навыками чтения. К таковым относятся:

  • шрифт для начинающих, который содержит все звуки и знаки препинания;
  • широко используемый шрифт, в котором предусмотрены условные сокращения для экономии места;
  • редко встречающийся шрифт, в котором сокращаются слова до уровня нескольких букв или просто символов.

Как устроен шрифт

Буквы в общепризнанной системе представляют собой шесть выпуклостей в два вертикальных ряда. Чтение происходит справа налево на первой странице и наоборот на следующей. Неудобство заключается и в том, что нумерация точек идет сверху вниз, а читаются сначала точки в столбце справа, затем в левом. На обратной стороне листа этот принцип усложняет процесс чтения.

Кроме порядка расположения выпуклых точек система Брайля предполагает и определенные их размеры, а также расстояние между точками. Минимальная высота отметки не должна быть менее полсантиметра, расстояние от протокола до протокола равно двум с половиной миллиметрам, горизонтальное – пять миллиметров. Эти нормы позволяют быстро и без особых затруднений освоить навыки чтения незрячим.

Возможности использования

Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.

Примером такой работы служат разработки устройств, позволяющих незрячим людям пользоваться компьютером. В этой области уже есть некоторые достижения. Например, созданы экспериментальные дисплеи, позволяющие «считывать» пальцами на экране тексты. К сожалению, в массовое производство их пока запустить не удается из-за больших габаритов и высокой стоимости. Есть другая более перспективная идея — электронная перчатка, которая находится на стадии разработки.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6