Обществознание. 6 класс

Урок 2. Принадлежность двум мирам

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 2. Принадлежность двум мирам

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Биологические свойства человека.
  2. Социальные свойства человека.
  3. Человек как биосоциальное существо.
  4. Отличия человека от животных.

Тезаурус

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Социальный – от лат. Socialis, общественный.

Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Инстинкт – это сложные врожденные реакции организма, возникающие на внешние или внутренние раздражения.

Сознание – состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях.

Животное – традиционно выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Родиться с набором биологических признаков, присущих человеческому организму (рост, вес, пол, темперамент, инстинкты, наследственность) – это ещё не означает стать человеком в полном смысле этого слова.

Йоганнесу Бехеру, немецкому прозаику и поэту, принадлежит фраза «Человек становится человеком только среди людей». Именно благодаря социальной среде у человека возникает особая связь между поколениями – преемственность традиций, науки, культуры, знаний. Это возможно лишь благодаря развитию абстрактного мышления, речи и трудовой деятельности.

Социальный – от лат. «Socials», общественный.

Общество – это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.

Человека от животного отличают следующие признаки:

  • человек изменяет себя и окружающий его мир;
  • человек в своих поступках руководствуется не только потребностями, но и традициями, законом, нравственностью и т. д.;
  • человеку присущи целеполагание и планирование.

Человек в своем развитии прошел очень длинный путь. Изменения, которые с ним происходили, коснулись не только внешнего облика, но и совершенствования мозга и форм общения.

Весь путь человека в его развитии условно можно разделить на два этапа:

  1. Биологический;
  2. Социальный.

На биологическом этапе с человеком происходили следующие изменения:

  1. Прямохождение;
  2. Развитие мозга;
  3. Членораздельная речь;
  4. Умение изготавливать орудия труда;
  5. Формирование сознания.

Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы: пол, внешность, инстинкты, темперамент, наследственность. Но, в отличии от инстинктов у животных, инстинкты человека контролируются его сознанием. Как и любое биологическое существо, человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает.

Вообще, если расставить представителей рода человеческого в порядке эволюционного развития, то картина будет выглядеть следующим образом: Австралопитек – Человек умелый – Питекантроп – Неандерталец – Кроманьонец.

Появление именно «человека разумного», около 40 тыс. лет назад (о чём вы знаете из курса истории Древнего Мира 5 класса) принято считать началом социального этапа в развитии человека.

К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду, строить жилище. А также накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение.

Теперь мы смело можем говорить, что человек – это биосоциальное существо, так как он включает в себя свойства данные природой и свойства, появившиеся в результате воздействия общества. Благодаря наличию у человека сознания формируются и социальные качества в человеке, т.е. то, что приобретается им в процессе жизни в обществе. Например: речь, культурные навыки, социальные роли, правила.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите желтым цветом те качества, которые могут передаваться по наследству.

Варианты ответа: Взгляды, убеждения, физические признаки, особенности типа нервной системы, характер, строение мозга.

Ответ: физические признаки, особенности типа нервной системы, строение мозга.

Пояснение:

По наследству могут передаваться физические признаки, особенности типа нервной системы, строение мозга.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

  1. Способность к продолжению рода является _________________ качеством человека.
  2. У животных потребности ___________________.

Варианты ответа: социальным, биологическим, изменяются, не изменяются.

Ответ:

  1. биологическим
  2. не изменяются

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6