Обществознание. 6 класс

Урок 14. Человек в группе

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 14. Человек в группе

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Виды групп.
  2. Твоя роль в группе.
  3. Групповые нормы.

Тезаурус

Группаэто объединение людей общей деятельностью, увлечением, признаком, статусом.

Групповые нормыэто определённые правила, которые складываются в каждой группе при её достаточно долгом существовании, и отличают данную группу от других.

Санкцииэто различные способы порицания и поощрения человека, который нарушает общие групповые нормы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М. : Просвещение, 2017.
  2. Безруких М.Я. «Правила поведения для всех» М., 2004 г.
  3. И.В. Дубровина «Мы живём среди людей: Кодекс поведения» М., 2004 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?

Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.

Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.

Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициями. Таким образом, по числу участников группы делятся на большие и малые.

Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс.

Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное. Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.

Для чего люди объединяются в группы?

Например, для разговоров по душам, обсуждения личных вопросов, совместного отдыха. А есть группы, где участники объединены полезной, общественно значимой деятельностью. Вместе они могут выходить на «субботники», быть волонтёрами, навещать и поздравлять ветеранов. Участие в таких группах развивает трудолюбие, милосердие, умение дарить радость другим.

В разных группах человек выполняет разные роли и занимает разное положение. В футбольной команде вы можете быть капитаном, в хоре солистом. Но не стоит расстраиваться, если в классе вас не выбрали старостой. Каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны. А быть лидером не так просто. Социологи считают, что лидер должен обладать чувством юмора, тактом, способностью привлекать к себе внимание и умением нравиться людям. Но главное быть готовым взять на себя ответственность за принятые решения, даже если в последствии они оказались неверными.

Что же отличает одну группу от другой? Это могут быть эмблемы, причёска, манера одеваться, особое приветствие при встрече и т. д.

Ещё одно различие может заключаться в требованиях, которые предъявляются ко всем участникам группы и выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже сложились свои правила, и их необходимо соблюдать даже в том случае, если они не совсем вам нравятся. Такое поведение в науке называется конформизмом, т.е. изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.

Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.

Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т.е. быть изгнанным.

Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.

Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.

Различные способы наказания и поощрения называются санкциями. Санкции защищают групповые нормы.

Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.

Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.

Светлана и Максим зарегистрировали брак.

Семилетнего Костю записали в 1-й класс.

Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.

Маша пригласила подруг на день рождения.

Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.

Пояснение: Неформальная группа обладает двумя основными признаками. Во-первых, у неё отсутствует юридически фиксированный статус. Во-вторых, люди в такой группе объединены на основе интересов, дружбы и симпатий. Поэтому правильным ответом в данном задании будет последний: Маша пригласила подруг на день рождения.

Задание 2. Выполните задания, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1 для каждого предложения, выражающего мнение, и 1 для каждого предложения, отражающего факт.

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила.

Особая манера одеваться, прически определённого вида, условные знаки обозначают принадлежность к группе.

К сожалению, не каждая группа уделяет достаточное внимание разработке собственных требований.

Ответы

1

1

0

Пояснение: Для начала разберёмся, чем факт отличается от мнения. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только последнее предложение отражает мнение, остальные – факты.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6