Музыка. 6 класс

Урок 1. Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения

Конспект урока

Музыка

6 класс

Урок №1

Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- понятие «музыкальный образ»;

- старинный русский романс, музыкальные произведения М. И. Глинки;

- зарождение школы русского романса;

- музыкальное творчество Александра Варламова и Михаила Глинки.

Тезаурус

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией; вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9 – 08-19 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо.

Выразительность музыкального произведения зависит от интонации.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли.

Музыкальные интонации складываются в мелодию. Дмитрий Шостакович назвал её «душой музыкального произведения».

Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.

Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента.

В середине XIX века зарождается школа русского романса.

В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.

Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.

В XIX веке романс – это один из характерных жанров эпохи романтизма, выражающий внутренний мир человека. Основоположниками русской школы романсов считают Александра Алябьева («Два ворона», «Зимняя дорога», «Соловей», «Вечерний звон» и др.), Александра Гурилёва («И скучно, и грустно», «Колокольчик»,

«Нет, не тебя так пылко я люблю» и др.), Александра Варламова («Красный сарафан», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Романс «Красный сарафан», написанный Александром Егоровичем Варламовым на стихи Николая Цыганова, является одним из известных и популярных вокальных произведений, написанных в стиле русской народной песни.

В романсе дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Дочери предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики. Он звучит как исповедь душевных переживаний композитора.

В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная Анна Керн очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.

Через шесть лет, в июне 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн. Поэт находился в Михайловской ссылке и часто бывал у родственников в селе Тригорское. Анна Керн около месяца гостила в Тригорском. С Пушкиным она встречается почти ежедневно. И в душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Решающего объяснения между ними не произошло. Анна Керн действительно была для Пушкина «мимолётным виденьем».

И родились строки: «Я помню чудное мгновение…». Прошло 15 лет. Композитор Михаил Иванович Глинка пишет романс на стихи Пушкина и посвящает его дочери Анны Керн Екатерине.

В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее…».«Я помню чудное мгновенье», – распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном в присутствии Екатерины Керн. Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а композитора – к Екатерине Керн.

Романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трёхчастной форме.

Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.

Момент «разлуки с любимой» в романсе – переломный. Бурный порыв эмоций, врывается в мелодию взволнованными и осторожными звуками фортепиано. интонациями.

Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.

«И я забыл твой голос нежный

Твои небесные черты».

Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

«Радость вновь наступившего свидания» – настроение меняется, и музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души».

Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.

Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:

«И сердце бьётся в упоенье»,

«И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь».

И музыка восторженная, жизнеутверждающая.

Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.

Законченность мысли в каждой строфе – Глинка не только сохранил, но и усилил средствами музыки. Встреча с Екатериной Керн вдохновила композитора на написание романса «Я помню чудное мгновенье».

Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию».

В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.

Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.

Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.

Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.

Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Задание 1. Кому Михаил Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье»?

Для правильного ответа необходимо вспомнить, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Анне Керн, а композитор Михаил Иванович Глинка был влюблён в Екатерину Керн.

Правильный ответ:

Екатерина Керн

№2. Установите соответствие между названиями романсов и композиторами.

Композиторы:

Александр Александрович Алябьев

Михаил Иванович Глинка

Александр Егорович Варламов

Александр Львович Гурилёв

Романсы:

«Вечерний звон»

«И скучно, и грустно»

«Красный сарафан»

«Я помню чудное мгновенье»

На уроке было рассказано, как появилась школа русского романса, какие композиторы по праву считаются основоположниками школы русского романса. Создатели романсов были выдающимися композиторами. Многие романсы написаны в стиле русских народных песен. В основу других романсов легли произведения XIX века. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

Правильный ответ:

Александр Александрович Алябьев –«Вечерний звон»

Александр Львович Гурилёв –«И скучно, и грустно»

Александр Егорович Варламов – «Красный сарафан»

Михаил Иванович Глинка – «Я помню чудное мгновенье»

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6