Цель урока: закрепить определение термина «сказка», познакомить школьников с основными видами сказом, понятием «притча», изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– проявлять любовь и уважение к языку и культуре;

– формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

 – развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

– различать фольклорные и литературные произведения;

сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

 – выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

Ход урока

Здравствуйте!

1. Сегодня мы опять обратимся к одному из самых интересных, загадочных  и сложных  жанров фольклора – сказке.  На прошлом уроке вы познакомились с разными типами сказок, подумали о том, какой это жанр, что для него характерно.

На нашем сегодняшнем уроке мы займемся сказками, которые на первый взгляд такие знакомые и простые, что даже и непонятно, что тут изучать. Так, по крайней мере,  всегда сначала говорят дети на моих уроках в школе.

2. И первой из таких сказок будет «Курочка Ряба».  «О! Да мне ее мама (бабушка) рассказывала, когда мне было 3 годика», - крикните вы. Конечно, рассказывала. Что же может быть сложного в этой простой и маленькой сказке? Давайте посмотрим.

Сначала вспомните ее, пожалуйста, вместе со мной.

Жили-были дед да  баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.  Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!   

Что курочка разговаривает, нас не удивляет – в сказке же. А вот конец вам не кажется странным – курочка утешает тем, что не золотое снесет яичко, а простое. Разве простое лучше золотого? 

Давайте распутывать клубок смыслов этой сказки.

Вот живут дед да баба. Как живут - богато? Бедно? Бедно, конечно, ведь у них есть только курочка. Были бы богатые, и корова бы была, и лошадь, и другой скот. И однажды их курочка-пеструшечка сносит золотое яичко – какая удача! Тут-то их бедности конец!  Как поступают с нежданным подарком дед с бабой – несут на базар продать или обменять на что-то? Совсем нет. Почему? Много ли золота видят бедняки, они и не знают, что это такое. Они пытаются яичко разбить. Зачем? Они кушать хотят, это их еда. Не поняли ценности подарка, поступают с ним как с обычным яичком. Есть другая интерпретация их поступка – они поняли ценность, или необычность происшедшего, и хотят узнать, разведать, что внутри такого чуда. Но не получается. А как же стараются: бил-бил – не разбил, била-била – не разбила. Повторение звуков  б, и, л  иллюстрирует настойчивость деда с бабой – пример звукописи в прозе. 

И тут рядом пробегает  мышка. (Эх! Не ловит кот мышей у деда с бабой! Или по бедности и кота-то нет). Ненароком хвостиком махнула и разбила яичко.  Как часто так бывает – бьемся лбом об стену, пытаемся что-то решить или сделать, никак не выходит. А, оказывается, другой какой-то есть простой способ, где не надо так много усилий прикладывать. «А ларчик просто открывался». 

Вспомните, какие у вас в жизни были ситуации, где решение проблемы не укладывалось в привычную схему и ваши настойчивые попытки не увенчивались успехом.

Вернемся к старикам. Рады дед с бабой, что наконец разбилось яичко? Благодарны мышке? Нет, плачут. Сами же хотели разбить! Почему же плачут? Если это была их единственная еда, то она по полу растеклась, не съешь. А если хотели узнать, что за загадочное золотое яйцо, то расстроились, что разбилось как обычное, и чуда больше нет. Поняли свой промах и недальновидность. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». 

Как тут поступает курочка, их утешительница? Сносит простое яйцо. Раз не оценили золотого, не смогли с ним справиться, пусть получат то, к чему привыкли, то, что им по зубам.  Вот и не странно такое утешение оказывается.

Убедила ли я вас, что не совсем наша сказка проста?

3. Приглядимся к другой «малышовой» сказке – «Колобок».

Такие же герои – старик со старухой. Тоже бедные  («не наскребешь ли муки на колобок», « и наскребла муки горсти две».

Правда, замесила старуха колобок на сметане и изжарила в масле, значит, не совсем уж голодают. Дело, видно, к весне, когда зерно уже кончается, а корова молоко дает, поэтому есть и масло, и сметана. А что такое, вообще, колобок? Круглая, такая булка.  А на окошко положили ее студить (остужать) ветерком уличным.  Несколько неосмотрительно, как вы считаете?

У старика со старухой вряд ли хватит фантазии предположить, что у их ужина вдруг проявится характер, но жизненный опыт мог подсказать, что кто-то уличный запросто стянет. А Колобок решил использовать неосмотрительность хозяев и особенности своей формы, да и покатился– что ему терять, в доме все равно съедят, может на улице больше повезет. Вот какой сообразительный!  Да какой отчаянный и прыткий – и на лавку, и на пол, и уже через порог в сени, и с крыльца на двор, и за ворота на улицу.

А на улице кто ему встречается? Разные животные. Посмотрим, какие и в каком порядке?

 Первый -  Заяц. Какой обычно заинька в русских сказках, колыбельных песнях? Трусишка. Косой. Быстроногий. Колобку Заяц не страшен, хоть тот и грозит его съесть, колобок отвлекает его своей песенкой и «делает ноги».  А в проворстве колобок победил  –  от быстроногого косого ускользнул, о чем не забыл похвастаться в следующем куплете песни, когда он встречает…

Волка.

Серый волк, зубами щелк! Это тебе не зайка, страшно! Боится  Колобок? Нет, он  смел и самоуверен. Также усыпляя бдительность волка своей песенкой, уверяет его, что и от него он уйдет. Так и происходит.

Масштаб испытаний растет. Уже огромный медведь на пути Колобка. Неужели и тут не испугается наш герой? По своей сообразительности он понимает, что медведь, хоть и большой, да неуклюжий, от него несложно ускользнуть. И опять хвастается своим проворством.

Ни скорость зайца, ни свирепость волка, ни размер медведя не победили Колобка.  Неужели нет ему достойного противника?

Колобок на лаврах своих побед  уверен, что Лиса (не такая большая как  Медведь, не такая страшная как Волк, может быть, такая же быстрая как Заяц, но он же его обогнал!) ему также не угроза.

И лиса его в этом не разубеждает.  Не угрожает Колобку как другие звери словами «я тебя съем!»  Наоборот, заводит милый разговор.  И про песенку уже лесная молва ей донесла, и она сама просит его ее спеть. А  Колобок-то понимает, что он теперь еще и  знаменит! Это ему льстит.  А Лиса песенку нахваливает и просит спеть не раз, да погромче. И так убалтывает его своим вкрадчивым голоском, что Колобок теряет  всякую бдительность и оказывается съеден. Даже слова «пропой в последний разок» не насторожили его. Чем же побеждает лиса? …  

Хитростью, похвалой, лестью. Не боевыми на первый взгляд действиями, не громкими, а тихими.  И знанием врага, нашла его слабые места. Изначально эта сказка не была детской, а рассказывалась взрослым, может быть,  даже воинам. И главный урок  сказки – ум важнее силы и ловкости!

А какие более простые уроки вы найдете в этой сказке? Не надо хвастаться.  Излишняя самоуверенность вредит.

«Двум смертям не бывать, а одной не миновать». «Сколько веревочке ни виться, все равно конец найдется». «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Подумайте, какие еще пословицы могут подойти.

Подумайте, какая из двух сказок: «Курочка Ряба» или «Колобок» больше похожа на басню? 

4. Надеюсь, что на примерах рассмотренных сказок мне удалось вас убедить в том, что они совсем не просты, содержат много разных смыслов, простыми словами и ситуациями говорят порой об очень сложных и серьезных вещах.

 Сегодня на уроке вы познакомились с еще одним типом  сказок. Как в бытовых, в них есть простые жизненные ситуации. Как в сказках о животных, в них встречаются говорящие звери. В них происходят чудесные события. Но характеры героев  схематичны, события важны не сами по себе, а как иллюстрация идеи – главного поучительного (назидательного) смысла сказки. Это «поучения в примере» (В.Даль). Такие сказки принято называть СКАЗКИ-ПРИТЧИ.  Они похожи на басни, но не столь прямолинейны.

Эти сказки хороши тем, что не назидают прямо, а заставляют задуматься о возможностях и последствиях того или иного поступка.

 5. А теперь посмотрите диафильм по сказке «Лисичка со скалочкой» и найдите в этой сказке притчевый смысл.