Информатика. 7 класс

Урок 17. Итоговое обобщение и систематизация изученного за год материала

Конспект урока

Конспект урока

Информатика

7 класс

Урок № 17

Итоговое обобщение и систематизация изученного за год материала

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Вспомнить, что такое двоичное кодирование.
  • Как измеряется информация?
  • Решить задачи на оценку количественных параметров графической информации.
  • Повторить, как определяется полный путь к файлу.
  • Обобщить и систематизировать знания, полученные за год.

Тезаурус:

Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием.

N = 2i

I = K · i

1 байт = 8 битам

1 Кб (килобайт) = 1024 байта= 210байтов

1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб = 210Кб

1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб = 210 Мб

1 Тб (терабайт) =1024 Гб = 210 Гб

Файл – это поименованная область внешней памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения.

Основная литература:

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе информатики 7 класса мы познакомились лишь с двумя формулами, которые применяются и при кодировании текстовой информации, и для определения мощности алфавита, и для обработки графической информации. Также мы познакомились с понятием двоичный код и технология мультимедиа. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал 7 класса.

Итак, давайте начнём по порядку. Что называется двоичным кодированием? Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом, а представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием. Закодировав таким способом информацию, мы получим её двоичный код.

А мощность алфавита – это количество входящих в него символов. Мощность алфавита определяется по формуле N=2i

В качестве примера, рассмотрим следующую задачу: вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Какой разрядности потребуется двоичный код, если алфавит содержит 32 символа?

Так как алфавит племени Мульти состоит из 32 символов, то и кодовых комбинаций им нужно 32. В этом случае длина двоичного кода определяется из соотношения: 32 = 2i. Отсюда i равняется пяти. Таким образом, получаем разрядность двоичного кода данного алфавита рана пяти.

Этой же формулой пользовались и при нахождении информационного веса символа алфавита. А для нахождения информационного объёма всего сообщения использовали формулу I = K · i

Разберём задачу:

Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 200 символов. Какое количество информации оно несёт?

Из соотношения N = 2i, получаем, что i равняется шести. Теперь определим информационный объём сообщения: I = 200 · 6 = 1200 битов.

Но информационное сообщение может измеряться не только в битах, существуют и другие единицы измерения информации: байты, килобайты, мегабайты, гигабайты и терабайты.

Также мы с вами говорили о том, что вся информация в компьютере хранится в виде файлов.

Файл характеризуется набором параметров: именем, размером, датой создания, датой последней модификации и атрибутами, которые используются операционной системой для его обработки: является ли файл системным, скрытым или предназначен только для чтения. Размер файла выражается в байтах.

Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения. Имя файлу даёт пользователь, делать это нужно осмысленно, отражая в имени содержание файла.

А последовательно записанные: путь к файлу и имя файла, составляют полное имя файла.

Вспомним, как решали задачи на эту тему: учитель работал в каталоге Д:\Уроки\7 класс \Контрольные работы. Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?

Решение:

Учитель работал с каталогом : Д:\Уроки\7 класс \Контрольные работы. Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге Д:\Уроки\7 класс. После этого учитель спустился в каталог Презентации, путь к файлам которого имеет вид: D:\Уроки\7 класс \Презентации. В этом каталоге он удалил файл Введение.ppt, полное имя которого Д:\Уроки\7 класс \Презентации\ Введение.ppt.

Также мы решали задачи на определение ёмкостей информационных носителей и объёмов графических файлов по уже известным нам формулам. Количество цветов в палитре связано с глубиной кодирования формулой эн равно два в степени и. Изображения в памяти компьютера хранятся в виде файлов, их информационный объём вычисляется как произведение количества пикселей, имеющихся в изображении, и глубины кодирования.

Разберём задачу:

Рассчитайте объём файла графического изображения, который занимает весь экран монитора с разрешением 800 на 600 и палитрой 65 536 цветов.

Так как палитра состоит из 265 536 цветов, то можно рассчитать глубину цвета по формуле N = 2i. Получаем глубину цвета равную 16.

Теперь, по формуле I = K · i, найдем объём файла.

Объём получился 7 680 000 бит, переведём его в килобайты, для этого 7 680 000 разделим на 8 и разделим на 1024. Получилось 937,5 килобайт.

Также мы изучали обработку текстовой информации, где знакомились с кодовыми таблицами, занимались кодированием символов и декодированием информации.

Решали такие задачи, как: декодируйте текст с помощью кодовой таблицы ASCII.

Используя таблицу, находим, что код 80 соответствует букве пэ, код 65 – букве а, код 73 – букве и, код 78 – букве эн и код 84 – букве т.

Встречались и такие задачи: считая, что каждый символ кодируется 16 битами, оцените информационный объём следующей фразы: где родился, там и сгодился.

В данном тексте 27 символов. Количество символов умножаем на 16, считая и пробелы, и знаки препинания. 27 умножаем на 16, получаем 432 бита.

Итак, сегодня мы повторили материал, изученный в 7 классе, вспомнили, как решаются некоторые задачи.

Материал для углубленного изучения темы.

Способы кодирования текстовой информации

Расшифруйте высказывание, пользуясь предложенной таблицей кодировки. Способ кодировки необходимо разгадать самим.

Высказывание:25201538350304053835111503040038

Чтобы отгадать, что здесь закодировано, нужно в первую очередь разгадать способ кодирования. Так как числа даны по вертикали и горизонтали, то одной букве соответствуют две цифры – по вертикали и горизонтали. Первое число 25, если первую цифру брать по горизонтали, то по вертикали цифры 5 нет, соответственно, сначала берём цифру по вертикали, затем по горизонтали.

Во вторую очередь, нужно понять, что с нуля число начинаться не может, например, 03 или 04, и все числа двузначные.

Таким образом, получаем:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

25 – Ч

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

20 – Т

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

15 – О

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

38 ‑ ?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

35 ‑ _

Значит, рассуждая дальше, получается фраза:

Что?_Где?_Когда?

Разбор решения заданий тренировочного модуля.

№1.Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Информационное сообщение объёмом 800 битов состоит из 200 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

Дано:

I = 800 битов

К = 200 символов

N = ?

Решение:

N = 2i

I = K · i

800 = 200 · i, отсюда i = 4 битам, значит, N = 24 = 16 (символов).

Ответ: 16 символов.

№2.Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Четыре буквы английского алфавита закодированы кодами различной длины:

М

О

Р

R

000

01

001

10

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 01100110001001.

Варианты ответов:

ORPMRO

ORORPP

ORPRPP

RORRMRO

Решение:

Разобьём двоичную строку 01100110001001 на коды из таблицы для упрощения задачи: 01 10 01 10 001 001

Ответ: ORORPP.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6