Литература. 5 класс

Урок 8. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 8

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассказ о жизни, творчестве и научной деятельности Михаила Ломоносова;
  2. Места, связанные с Михаилом Ломоносовым;
  3. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...»;
  4. Представление об астрономии во времена Ломоносова.

Тезаурус

Учёный – специалист в какой-либо научной области, внёсший вклад в науку.

Университет – высшее учебное заведение и научное учреждение с различными гуманитарными и естественно-математическими отделениями.

Астроном – специалист по астрономии.

Астрономия – наука о небесных телах.

Поморы – это люди, которые живут на побережье Белого моря.

Телескоп – прибор, с помощью которого можно наблюдать отдаленные объекты путём сбора электромагнитного излучения.

Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства.

Николай Коперник – астроном и учёный эпохи Возрождения, автор гелиоцентрической ситемы мира.

Клавдий Птоломей - астроном, автор геоцентрической системы мира (нарисовал карту, где планеты и звёзды вращаются вокруг Земли).

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. и др. «Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях» – 2-е изд. – Москва: 2013. Ч. 1 – 303 с.; Ч. 2 – 303 стр.

Дополнительная литература:

  1. Меркин Г. С. «Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях». – Русское слово, 2013 – 432 стр.
  2. Альбеткова Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности, 5 класс» – 13-е изд., стер. – М.: 2013 – 208 стр.
  3. Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В. «Литература. 5 класс». («Шаг за горизонт») В 2-х книгах – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 2008. – 224 стр.
  4. Курдюмова Т. Ф. «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях» – 13-е изд., стер. – М.: 2011. Часть 1 – 256 с.; Часть 2 – 256 стр.
  5. Аркин И. И. «Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя». – М. Просвещение, 1996 – 256 стр.
  6. Демиденко Е. Л. «Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 2007
  7. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г. В. – М.: Мир, 1981 г. - 320 стр.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (Дата обращения 12.06.2019)
  2. Информационно-познавательный портал «Михаил Васильевич Ломоносов» URL http://www.lomonosov300.ru/ (Дата обращения 12.06.2019)
  3. Образовательный портал Культура.рф URL https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov (Дата обращения 12.06.2019)
  4. Литературный портал Стихи Классиков URL https://rustih.ru/mixail-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru/ (Дата обращения 12.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Михаил Ломоносов родился в семье поморов в 1711 году неподалёку от Архангельска.

Отец Ломоносова занимался рыбной тоговлей, и маленький Михайло часто выходил с ним в море на лодке-баркасе. На рыбалке мальчику нравилось наблюдать за волнами, туманами и другими природными явлениями.

С раннего возраста будущий учёный интересовался устройством мира. Первым учителем Ломоносова был местный дьяк, он научил Михаила основам грамматики, алгебры, литературы.

В детстве любимым занятием Ломоносова было чтение. Днями напролет он изучал книги, особенно любил различные учебники. «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь» Симеона Полоцкого были первыми учебниками Ломоносова. Он грезил о поступлении в академию.

Однажды, воспользовавшись тем, что домашние уснули, юный Ломоносов надел старый тулуп, взял всё самое необходимое и отправился в Москву.

Сначала он шёл пешком в одиночку, а после встретил рыбный обоз и присоединился к нему. Три недели, больше тысячи километров, зимой, добирался он до Москвы.

Скрыв свою принадлежность к низшему сословию, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где могли учиться только дворяне. Тут он изучал латынь и греческий язык, историю и математику, естественные науки, литературу, упражнялся в поэзии.

Окончив академию в качестве лучшего ученика, в 1735 году Ломоносов поступил в Петербургский университет, а еще через год отправился в герцогство Саксонию (сегодня это Германия) для изучения горного дела.

В Саксонии он получил обширные знания в области математики, физики, химии, географии, астрономии, анатомии, выучил немецкий, французский, итальянский и английский языки.

Вернувшись в Россию, он стал первым русским, которого избрали профессором химии. Ему покровительствует фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Шувалов.

Благоволит учёному и сама и сама императрица Елизавета. Все свои связи в высших кругах Ломоносов использовал для развития русской науки.

При участии Ломоносова и поддержке императрицы в Москве открывается университет. Ломоносов добивается того, что учиться получают право даже представители низшего сословия – крестьяне.

Ломоносов очень любил поэзию и сам занимался стихосложением. Он писал в разных жанрах. Оды, притчи, поэмы выходили из-под его пера. Часто в его стихах возвышенное соседствовало с обыденным. И это было необычно в те времена, когда стихотворный слог был неизменно высокопарен. Не чужд ему был и юмор. Одно из юмористических стихотворений - «Случились два Астронома в пиру...» - рассмотрим сегодня.

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?»

Михаил Васильевич придерживался теории астронома Николая Коперника, который создал гелиоцентрическую картину мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. До Коперника многие разделяли мнение астронома Птоломея, жившего в сотом году нашей эры. Он считал, что всё движется вокруг Земли.

Ломоносов художественно сводит двух учёных за одним столом, понятно, что в реальности такого быть не могло, ведь учёных разделяли столетия. В стихотворении эти образы используются для столкновения разных идей.

Заметьте, что стихотворение начинается в высоком стиле. Используются высокопарные слова. Сейчас это архаизмы, то есть устаревшие слова и выражения. «Случились» означает - встретились, «в пиру» - застолье, «спорили в жару» - спорили горячо... И вдруг в спор вмешивается повар – низкий персонаж на бытовом примере показывает, что прав Коперник. Такой переход нужен был Ломоносову для доходчивой демонстрации своей идее.

Данное стихотворение - это притча о серьёзной научной проблеме.

Еще одно новаторство Ломоносова – допущение в стихосложении использования низкого стиля. Именно контраст высокопарных речей астрономов и обыденной речи повара помогает автору достичь в стихотворении нужный эффект.

Область интересов учёного Ломоносова была обширна и включала не только литературу и астрономию. Он писал картины, сделал множество великих открытий в физике, химии и астрономии.

Он раскрыл секрет получения стёкол всех цветов и возродил производство цветного стекла в России, делал мозаичные картины.

На его стихи опирались будущие таланты русской литературы Александр Пушкин и Василий Жуковский. «Ломоносов был великий человек, между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения», - говорил о нём Пушкин.

Сейчас именем Ломоносова в России назван город в Ленинградской области, также его имя носят станции метро, улицы и учебные заведения.

Теоретический материал для углублённого изучения

Михаил Ломоносов – выдающийся российский учёный и поэт. Он прославился во всём мире своими открытиями в разных областях науки и искусства. 12-летний курс московской академии он прошел за 5 лет. Участвовал в создании уточненного Атласа России, ввел понятие «экономическая география». Занимаясь физикой, он раскрыл загадки грозы и северного сияния. Вёл активную научную работу в Германии: читал лекции студентам, проводил опыты.

Ломоносов усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Работы Ломоносова до сих пор изучаются во всех университетах мира.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Выделите цветом правильный ответ на вопрос, почему Михайло Ломоносов отправился в Москву?

Варианты: был голоден; хотел путешествовать; хотел учиться и постигать науки; мечтал жениться на москвичке.

Нужно вспомнить этапы жизни Михаила Ломоносова и выбрать верный вариант.

Правильный ответ: хотел учиться и постигать науки

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите верный вариант ответа на вопрос: «Чего добивался Ломоносов от властей для крестьянского сословия?»

В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока выбрать вариант. После прочтения всех вариантов – «элементов из выпадающего списка», вспоминаем, что Ломоносов основал первый в России университет, поэтому вероятнее всего он думал об образовании для крестьян.

Правильный ответ: чтобы крестьянские дети могли ходить в школу.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6