Литература. 5 класс

Урок 28. Ф. И. Тютчев - великолепный певец природы

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 28

Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими этапами Ф. И. Тютчева;
  • развитие представлений обучающихся о пейзажной лирике на примере стихотворений «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Тезаурус

Аллитерация – повтор согласных звуков в строке

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Взбесилась – очень сильно разозлилась.

Лирика — это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме. А передаёт поэт свои мысли и чувства с помощью средств изобразительности: тропов, стилистических фигур.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Наперекор – назло, вопреки.

Недаром – не напрасно.

Нудит Зиму вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Подняли трезвон – звонко запели.

Пуще – сильнее.

Хлопочет – занимается чем-то очень усердно

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Ямб — двусложный размер стиха с ударением на чётный слог.

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. // В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.

4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий».

URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения: 06.06.2019);

2. Сайт, посвящённый творчеству Фёдора Тютчева – стихи, информация о поэте.URL: http://tutchev.lit-info.ru (Дата обращения: 07.06.2019);

3. Сайт посвящён жизни и творчеству русского поэта XIX века Тютчева Фёдора Ивановича URL: http://ftutchev.ru (Дата обращения: 07.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в дворянской семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых, в родовом имении Овстуг. Его образованием занимался поэт и переводчик Семён Егорович Раич, который воспитал и другого известного поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Фёдор Иванович тоже очень рано начал писать стихи. Он их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своём журнале «Современник», потому что его стихотворения очень музыкальны, а природа, изображённая в них, – живая и одухотворённая.

Сам же Тютчев о карьере литературной и не помышлял, он служил на дипломатическом поприще в Германии. И даже выйдя в отставку, продолжал жить в обожаемом Мюнхене. По семейной легенде, дипломатические способности у представителей рода Тютчевых были всегда, один из предков поэта ещё в 1381 году с княжескими грамотами к Мамаю в Орду ездил.

На гербе рода Тютчевых, как мы видим, есть все признаки того, что представители рода часто были царскими или княжескими посланцами: это крылатая корона и рог глашатая.

Впрочем, самому Фёдору Ивановичу большую славу принесла всё-таки его литературная деятельность. О ней и поговорим сегодня.

Как и многие стихотворения поэта, произведение «Зима недаром злится…» было написано им в любимой Баварии. Поэт рисует столкновение времён года, борьбу Зимы с Весной. Тютчев создаёт образ задорной девчонки, называя Весну «прекрасное дитя», потому что весна – время пробуждения ото сна, время расцвета, всё молодо-зелено, чувствуется, что лирический герой рад Весне, ждёт её. А в словосочетании «ведьма злая» чувствуются отзвуки немецкого фольклора, подразумевается фрау Холле, она же Госпожа Метелица. В словосочетании «ведьма злая» скрыто неодобрение автора действиями Зимы.

Автор одушевляет своих персонажей, наделяет их человеческими качествами. Такой приём называется олицетворением. Весна стучится, гонит зиму вон, шумит. Зима злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, а Весне и горя мало. Такое яркое противопоставление – называется контрастом – поэт использует для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового. Автор показал нам два образа, два характера.

Композиция стихотворения – кольцевая: описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Главная тема пейзажного шедевра – любовь к природе. Для поэта нет плохой погоды, все времена года по-своему хороши, он с каким-то мальчишеским азартом наблюдает противоборство Зимы и Весны, ему доставляет удовольствие созерцать их баталию.

Следующее стихотворение «Весенние воды». Это – картина поэтического пробуждения весны. Поэт создаёт не просто пейзаж, а живую сценку, где явление природы одушевляется и даже обретает голос: «Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперёд!»

Достоверное изображение бурного потока помогает ощутить звуковой фон стихотворения.

В словах «блещут и гласят» повторяется звук [л], создаётся впечатление плеска воды, а от повторения звука [б] в словах: будят, брег, бегут, блещут, – создаётся впечатление стремительного весеннего потока.

Стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» – замечательный образец пейзажной лирики:

Как весел грохот летних бурь.

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь…

А каков ритм этого стихотворения? Проследим, как с помощью ритма поэт передаёт своё настроение.

Расставим ударение в первой строчке. Здесь чередование ударного и безударного слога. Это двусложный размер стиха, называемый ямбом. Как видите, ритм очень чёткий, он придаёт стихотворению динамику, и, чтобы передать волнение природы перед грозой, читать его следует энергично:

Как ве́сел гро́хот ле́тних бу́рь

_ V _ V _ V _ V

Рассмотрим следующее стихотворение Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Оно тоже написано ямбом.

А ритм этого стихотворения отличается от ритма предыдущего произведения.

Давайте проставим ударения в первой строчке этого стихотворения:

Есть в о́сени первонача́льной

_ V _ _ _ _ _ V _

Ямб, да не такой…

Это пиррихий – пропущенное ударение. Отсюда и ритм не настолько чёткий, и настроение торжественное и немножко грустное.

С большой любовью поэт нарисовал картину первоначальной осени: ясный день. Воздух прозрачен и чист. Небо безоблачно. Там, где была рожь, теперь пустое поле. И только на пустой борозде тонкая паутинка. Птиц больше не слышно. Кругом – тишина. Лирический герой восхищается этой «дивной порой», когда осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. О чём грустит поэт? Об уходящем тёплом лете; о том, что впереди ненастье, зимние холода и метели. Поэт грустит, а природа застыла в волшебном спокойствии ожидания наступления зимы. Как будто осознаёт, что приход зимы неизбежен.

Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной зарисовки. Его поэтический мир, таинственный и загадочный, вызывает восхищение читателей вот уже более века.

Теоретический материал для углублённого изучения

Современник поэта, И. С. Тургенев писал:

«..От его стихов не веет сочинением... они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве, и по этому драгоценному качеству мы узнаём, между прочим, влияние на них Пушкина, видим в них отблеск его времени.

...Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого... мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно.

...Чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».

В. Я. Брюсов о творчестве поэта:

«Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Из предложенного списка выберите один правильный ответ, назвав, к какому жанру лирики относятся предложенные строки:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...».

Философская лирика

Пейзажная лирика

Гражданская лирика

В этом задании нужно проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. Вспоминаем, что Ф. И. Тютчев – певец природы, мастер пейзажных зарисовок. Пейзаж в литературе – это изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Правильный ответ:

Пейзажная лирика

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Чудная _____,

Как ты мне родна:

Белая ______,

Полная луна,

Свет небес _____,

И блестящий снег,

И саней _______

Одинокий бег.

Задание основано на знании текста стихотворения. Вспоминаем стихотворение и подставляем соответствующие по рифме и смыслу слова в строчки. Таким образом, получится:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6