Литература. 5 класс

Урок 26. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Сюжет рассказа очень прост. На Кавказе в плен попадают два офицера, один смог убежать, другой не смог.

Почему, как вы думаете, рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам, Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?»

Цели и задачи

Цель:

  • сравнить героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Задачи:

  • дать представление о понятиях «сравнение» и «антитеза»;
  • углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;
  • совершенствовать умение анализировать художественный текст.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • кто из героев рассказа может называться кавказским пленником;

мы научимся:

  • анализировать героев произведения на основе сопоставления;

мы сможем:

  • выделить идею и основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Какую гору воспел М. Ю. Лермонтов в своей поэме «Измаил-Бей», написав следующие строчки:

Кругом налево и направо

Как бы остатки пирамид,

А там царь их пятиглавый,

Туманный сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.

Гора Бештау в переводе с тюркского означает «беш» – пять, «тау» – гора».

Название «Эльбрус» чаще связывают с персидским языком – «Альброс» на этом языке означает «высокая гора».

«Кавказ» с ещё более древнего, санскритского языка переводится как «блестящие горы».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6