Литература. 5 класс

Урок 25. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

В русской литературе XIX века известны три произведения с названием «Кавказский пленник» – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого.

Почему авторы назвали свои произведения одинаково? Может, это свидетельствует о преемственности между произведениями? А может, они противопоставлены друг другу?

Цели и задачи

Цель:

  • познакомиться с некоторыми фактами биографии писателя, понять гуманистическую направленность рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Задачи:

  • получить представление о понятиях; сравнение и антитеза в произведениях Л. Н. Толстого;
  • углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;
  • совершенствовать умение анализировать художественный текст.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • об истории создании рассказа «Кавказский пленник»;
  • о некоторых фактах биографии Л. Н. Толстого;

мы научимся:

  • анализировать героев произведения на основе сопоставления;

мы сможем:

  • выделить идею и основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Атрибуты горцев

Как вы представляете себе настоящего кавказца, как он выглядит? Воображение рисует статную внушительную фигуру на фоне гор в овечьей бурке и лохматой папахе и с кинжалом.

Установите соответствие между термином, определениями горцев и картинкой.

Папаха, мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый у многих народов и народностей

Кинжал, холодное оружие с прямым или изогнутым лезвием до 40 см длиной

Бурка, безрукавный плащ (плащ-накидка) белого, чёрного или бурого цвета, сделанный из войлока

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6