Литература. 5 класс

Урок 39. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 39

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В.П. Астафьева;
  • анализ сюжета рассказа «Васюткино озеро»;
  • работа с языком художественного текста.

Тезаурус

Автобиографическое произведение – произведение, в котором есть отсылка к фактам из жизни писателя.

Метафора – сравнение, построенное по принципу сходства двух предметов, но без использования сравнительных союзов «как», «словно», «будто» (пахучий мякиш тишины).

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Сравнение – описание предмета через сравнение его с другим с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Эпитет – определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.

Телогрейка – зимняя рабочая верхняя одежда, стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», – говорит один из героев. Значит не везёт.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперёк течения реки.

Паромы – сети.

Тенёта – паутина, сеть для ловли животных

Тягун – подводное течение.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013, стр. 303 (с илл.)

2. Астафьев В. П. Васюткино озеро. М., 2002. Электронный ресурс: http://www.serann.ru/text/vasyutkino-ozero-8777

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

Так начинается рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Произведение это было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям.

Каков сюжет рассказа?

Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес.

Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы.

Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка?

Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге.

Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился.

Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину!»

Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!»

Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой.

Какая же сказка без волшебника?

А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге.

В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы.

Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими.

Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик.

А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

Теоретический материал для углублённого изучения

«В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Под каким названием было напечатано сочинение В.П. Астафьева в школьном журнале?

Васюткино озеро

Спасся

Жив

Случай в тайге

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо обратиться к дополнительному материалу об истории создания рассказа. В школьном журнале рассказ был опубликован под названием «Жив».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте реплики героев и их имена.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?

Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука.

Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое.

Мать Васютки

Васютка

Дед Афанасий

Дядя Коляда

Чтобы выполнить это задание, необходимо при чтении текста обратить внимание на речевую характеристику персонажей рассказа.

Стоит вспомнить также, о чём могли говорить герои рассказа.

«Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать», – именно так давала наставления Васютке его мать в начале рассказа.

«Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?» – так ругался Васютка, когда заблудился в тайге. Мы же помним, что ориентировался он по затесям.

«Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука — вперед наука», – речь деда Васютка всегда была насыщена поговорками. И именно дедушка давал Васютке наставления по выживанию в тайге.

«Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое», – дядя Коляда разговаривает на смеси русского и украинского языков. Поэтому именно ему принадлежат эти слова.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6