Литература. 5 класс

Урок 33. Образ родного дома в стихах С. А. Есенина

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 33

Образ родного дома в стихах С.А. Есенина

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве С.А. Есенина;
  • анализ стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»;
  • образ родного дома в поэзии С.А. Есенина;
  • работа художественными средствами поэтического текста.

.

Тезаурус

Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. 

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Сравнение — слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому (как правило в сравнении используются союзы «словно», «будто», «как» и др.)

Художественный образ — образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств. Преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019.- 303 с

2. Есенин С. Стихотворения. Москва : Эксмо, 2018. 200 с.

3.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М. : Паритет, 2007. 320 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (дата обращения: 01.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сергей Есенин был натурой артистичной. В нём прекрасно уживались образы поэта-деревенщика и городского франта. Но во всех своих ипостасях поэт ни на минуту не забывал о корнях, о родной рязанщине. Любовь к краю, в котором он вырос, читается почти во всех его стихотворениях, описывает ли он родные пейзажи, или же свои городские похождения. Но и в городе, модным франтом в цилиндре и с тросточкой, он остаётся также близок к природе:

Я хожу в цилиндре не для женщин –
В глупой страсти сердце жить не в силе –
В нём удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

На современников он производил неизгладимое впечатление. Максим Горький вспоминал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно равновесна».

Однажды в Санкт-Петербурге его пригласили почитать свои произведения перед императрицей Александрой Фёдоровной и её близкими. Говорят, по окончании чтения государыня спросила Есенина:

– Неужели Россия такая грустная?

– О-о-о, мать моя, – ответил Есенин, – Россия в десять раз грустнее, чем все стихи мои…

Есенин был приглашён повторить чтение. Ещё и ещё раз. И свой сборник «Голубень» он хотел посвятить императрице, но грянула февральская революция и в типографии настояли, что посвящение «царице» неуместно.

Его умение донести грусть по родному краю до любого слушателя или читателя уникально. Есть такое устойчивое выражение: впитать с молоком матери. О Есенине можно сказать, что любовь к родному краю он получил в семье. Он получил огромный заряд любви от своей матери и от своей бабушки. Эта любовь наполняла его душу. И даже, объехав полмира, он не потерял связи со своими корнями.

Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом…». Это произошло в 1918 году, через 6 лет после того, как поэт покинул родное село Константиново. В нём поэт грустит о матери, о доме. Есенин вспоминает отца, который седеет без него. Автор пишет:

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.

Образ клёна, который «стережёт голубую Русь», Есенин прямо ассоциирует с самим собой. Надо отметить, что этот образ клёна, который поэт связывает со своими ощущениями и переживаниями, будет ещё не раз повторяться в его лирике.

А в знаменитом стихотворении «Клён ты мой опавший» станет центральным образом. Но и в стихотворении «Я покинул родимый дом» в последней строфе поэт пишет, что клён дождём своих листьев, «головой» на него похож.

Обратите внимание, на образ пурги, который появляется в стихотворении.

С одной стороны, пурга символизирует зиму и течение времени. С другой – пурга – это хаос, движение, изменения.

Можно предположить, что этот образ появился в стихотворении в связи с историческими событиями в России того времени. Например, революцией 1917 года и Первой мировой войной. Пурга – как символ ужаса, смятения. А родимый дом – символ мира и спокойствия. Место, где человек может чувствовать себя безмятежно. Образ родного дома, по которому скучает Есенин, создаётся и в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями»:

«До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес…»,

«Низкий дом с голубыми ставнями.

Не забыть мне тебя никогда…» – так пишет поэт о своём родном селе.

В своих стихотворениях Есенин использует эпитеты и метафоры, которые помогают создать неповторимый образ Родины.

Обратите внимание: голубая Русь – эпитет, который достаточно часто повторяется в его стихах. Голубая, светлая, чистая, родная – вот такой для него была Родина.

«Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души…» – нежность по отношению ко всему, что любит поэт.

В его произведении появляются и новые слова: березь, цветь… В русском языке поэт не находит нужных слов, чтобы выразить свою нежность и любовь к родному краю. Поэтому придумывает новые, но такие добрые и ласковые:

Как хотел бы я не любить,

Всё равно не могу научиться,

И под этим дешёвеньким ситцем,

Ты мила мне, родимая выть...

Образ родного дома и родной стороны навсегда в сердце Есенина, где бы он ни находился.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Теоретический материал для углубленного изучения

«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, – старое кладбище наших прадедов.

В правом углу кладбища, у маленькой каменной часовни лежал старый памятник-плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на раздолья».

Из воспоминаний сестры поэта, Александры

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Какой цветовой эпитет чаще всего встречается у Есенина в этих стихотворениях?

Голубая Русь

Красная Москва

Зелёное дерево

Золотое солнце

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обучающимся стоит вспомнить, о чём стихотворения «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Ключевым образом в них является образ родного дома. Наиболее часто употребляемым цветовым эпитетом является «голубой». (низкий дом с голубыми ставнями, стережёт голубую Русь). А родимый дом у поэта ассоциируется с образом Руси, Родины.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите правильный ответ из выпадающего списка

Стихотворение С. Есенина начинается и заканчивается одними и теми же строчками, композиционно замыкаясь в кольцо. Как называется такой тип композиции литературного произведения?

Кольцевая

Концевая

Параллельная

Перпендикулярная

Простая

Сложная

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» начинается со строфы:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

А заканчивается строфой:

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Таким образом, начало и конец стихотворения как бы образуют кольцо: первые строчки и финальные – являются одной и той же точкой, тем самым замыкая его.

Поэтому данный тип композиции называют кольцевой.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6